Архитектурное освещение фасадов зданий
Культура архитектурного освещения в нашей стране только зарождается. Среди существующих разнообразных реализаций проектов архитектурного освещения, только треть можно признать выполненными на достойном уровне. В остальных наблюдаются традиционные ошибки: засветка линейных фасадов, неудачное освещение кроны зданий, либо просто насыщение той или иной точки неважно как.
Задача светодизайнера заключается в том, чтобы понять мысли архитектора и освещением дополнять их, собрать все элементы в гармоничный ансамбль так, чтобы не было хаоса. Современные технологии позволяют светодизайнеру использовать самый широкий спектр приёмов
Только экспертные знания в области технологий освещения и опыт светодизайнера гарантируют реализацию желаемых световых эффектов.
Работа над проектом начинается с планирования.
- Определяются основные цели проекта, предпочтения клиента, производится анализ технических характеристик и особенностей объекта
- Указывается бюджет.
- На следующем этапе формулируются требования к дизайну и параметрам.
- На основе полученных данных мы создаем концепцию освещения, метод распределения света, подбираем осветительные приборы, их тип, мощность источников света, и выбираем их оптимальное местоположение.
Проектирование производится с учетом стандартов безопасности. Оборудование должно функционировать без сбоев при температурах до -50 ° C и быть простыми в техническом обслуживании
СХЕМА ПРОЦЕССА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА ОСВЕЩЕНИЯ ФАСАДОВ
АНАЛИЗ ЗДАНИЙ, ОБЪЕКТОВ | |
ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ |
|
|
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, ДИЗАЙН, ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ, ПРИОРИТЕТЫ В ДИЗАЙНЕ, ВЫБОР ОСВЕТИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ. | |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ МОНТАЖ |
|
|
При проектировании освещения мы используем профессиональную программу для реализации трехмерных фотореалистичных визуализаций Autodesk 3ds Max Design. Эффекты, полученные при визуализации, почти идентичны реальным. Компьютерная визуализация требует всесторонних знаний от дизайнера не только в области технологий освещения, но и в области компьютерной графики, моделирования и основ архитектуры.
Стадии проектирования
1.Геометрическая сетка трехмерной модели
2.Готовая модель
3.Отображение поверхностных свойств текстурами
4.Расположение и таргетирование светильников
5.Распределение яркости
6.Визуализация
7.Конечный результат
Разберём несколько примеров реализации проектов архитектурного освещения:
Заливающее освещение.
При заливающем освещении ночью здание выглядит так же, как днем при солнечном свете. Оно используется преимущественно для нежилых зданий. Фасады освещаются мощными прожекторами, которые располагаются вокруг здания, либо на опорах, в грунте, либо на близлежащие сооружениях. Такой тип освещения обеспечивает хорошую видимость объекта издалека, подчеркивает его форму, оригинальную архитектуру. Но оно может быть и неудачно реализовано. Например:
В данном примере у здания пропал объем. Разрабатывая концепцию, архитектор стремится показать объем сооружения. Мы видим развитую архитектуру с боковыми флигелями, с башней на заднем плане, но освещение сделало его плоским.
При проектирование фасадного освещения сначала необходимо определить видовые точки (в данном случае это площадь). По отношению к этой видовой точке флигели располагаются ближе, значит их необхожимо подсветить ярче, заднюю часть фасада - приглушенным светом. Доминантой ансамбля является купол, и его следует выделить подсветкой. Купол и основное тело здания освещены одинаково, из-за чего оно выглядит плоским, объем пропал.
Локальная подсветка
При локальной подсветке светильники располагаются непосредственно на фасаде и подсвечивают его яркие элементы
Это самый сложный приём, так как при неправильном локальном освещении можно разрушить архитектуру. Из-за того, что распространение света неравномерно, при недостаточной мощности может получиться, что элементы архитектуры полностью не высвечены и теряется тектоника здания.
Локальное освещение, создающее пятнистый рисунок, часто является причиной визуального разрушения целостности объема здания или его фасадов. В данном случае визуальная связанность фасада нарушена. Источники света размещены на колоннах, пилястрах, под козырьками, под карнизами, но фасад получился совершенно разрозненным. Для сохранения единства архитектурной формы требуется обеспечить определенную равномерность распределения света, или ритмическую закономерность расположения световых пятен, связанных с тектоникой фасадов.
Контурная подсветка. Светодизайнер подчеркнул объем, но полностью проигнорировал архитектурное освещение по этажам. Здание получилось никак не связанным между собой и оно не оставляет приятного впечатления.
В примерах подсвечены контуры зданий, но полностью проигнорирован весь объем в целом.
Искусственный свет. Функциональное и эстетическое освещение.
Днём мы видим здание при естественном освещении. Ночью, в отсутствие естественного, света здание не видно. Архитектурное освещение может обеспечить вид в ночное время идентичный дневному виду, а может придать коттеджу совершенно другой образ, полностью его преобразить.
Искусственный свет, в отличие от естественного, полностью рукотворен и управляем. С его помощью можно "творить чудеса". Непривлекательный днем объект вечером совершенно теряется в архитектурном ландшафте.
Но при помощи осветительных приборов его можно преобразить до неузнаваемости, сделать из него доминанту. Даже неприглядный объект можно преобразить в привлекательный пейзаж
При проектировании освещения нужно учитывать много факторов - определение мощности светильников; определение оптической системы; (Если при проектировании заложить мощность, в разы превышающую необходимую для освещения объекта, на выходе получим "пересвет". Если неправильно выбрать оптическую систему - большая часть потока уйдет в небо, в никуда. КПД осветительного прибора получится равным нулю.); IP - защищенность светильника,
Зрительный дискомфорт возникает как от недостатка освещенности, так от избытка, от чрезмерных контрастов и слепящих источников, визуального хаоса.
Функциональное и эстетическое освещение.
При функциональном освещении требования определяются параметрами видимости и безопасности.
Эстетические аспекты освещения связаны с художественной выразительностью, благоприятной психологической атмосферой. Результат зависит не столько от величин фотометрических характеристик, сколько от правильного подбора светильников и их расположения.
Не так много светильников, но они создают приятную зрительную атмосферу, зрительный комфорт.
Важной задачей светодизайнера является создание подобной атмосферы. Каждый архитектурный ансамбль имеет свою доминанту, которую нужно подчеркнуть и выделить светоми и (или) цветом
Пример неудачного архитектурного освещения
Хаос цвета, расстановки светильников. Здание спроектировано в классической форме - колонны, портики, пилястры, камилюры а светодизайнер все "разбил" светильниками. Причем не их расстановкой, а введением цвета в архитектурную картину.
Формирование среды. Световой ансамбль
Исключительная доминанта - здание, которое находится в центре всей композиции. Окружающий ландшафт какбудто приглашает к посещению этой площади
Смешанное освещение
Смешанное освещение сочетает в себе два типа - заливающее и акцентное.
В проекте задействованы светильники и заливающего и локального освещения . Светильники заливающего освещения были установлены на грунте, светильники акцентного освещения установлены на куполе, барельефах, балясинах, кровле. Проект становится выразительным вдвойне.