История искусственного освещения
Техника и нормы искусственного освещения
Технические возможности осветительной техники и систем энергоснабжения исторически предопределяли все этапы развития, все успехи и неудачи городского освещения. На протяжении тысячелетий человечество довольствовалось «светом Прометея» — светом пламени горящего дерева, фитиля или струйки газа. И даже в этих условиях и великие, и безвестные зодчие всех времен знали цену «волшебному жезлу освещения» (Гете), естественного и искусственного, и пользовались им, творя чудеса в интерьерах и городских пространствах . Но при пламенных источниках уровень технического развития мог обеспечить лишь минимальную освещенность. Эстетические задачи зодчих, мастеров инженерного и прикладного искусства в области искусственного освещения города в «доэлектрическую» эру сводились, по существу, к созданию красиво декорированных, но малоэффективных светильников, или, говоря по-современному, к дизайну фонарей уличного освещения.
Изобретение электрических источников света было революционным переворотом в осветительной технике, а затем и в сознании людей, имеющих к ней прямое отношение. Более того, это «открыло глаза » и широкой публике, с изумлением и восторгом взиравшей на первые презентации электрических фонарей, которые нам, искушенным, показались бы весьма примитивными.
В некоторые моменты истории в начале «электрической эры» творческие фантазии проектировщиков обгоняли реальные ресурсы электротехники (см. п. 2.1), но по прошествии определенного времени эти смелые в прошлом фантазии оказывались робкими и наивными шагами в освоении безграничного потенциала электрического света. Стихийное развитие мирового рынка электротехнических изделий при все возрастающих объемах их выпуска и производства электроэнергии приводило к росту количественных показателей в области городского освещения, а затем и к выработке комплекса некоторых требований к его качеству, что отражалось в разработке национальных, а затем и международных норм и стандартов. По ним можно судить и о социально-экономических возможностях, и уровне жизни в той или иной стране.
Сегодня архитектор, светодизайнер, светотехник может получить практически в любой «обитаемой» точке интерьера и городского пространства освещение любой интенсивности, любой цветности, с любым характером теней и любой кинетикой света. С помощью освещения можно вызвать впечатление цвета и формы там, где их нет, и уничтожить это впечатление там, где оно фактически должно быть. Следовательно, проблема лишь в том, чтобы в процессе разработки и реализации проекта выбрать оптимальные параметры освещения сообразно конкретной ситуации и авторской художественной концепции с учетом экологических и социальных потребностей и технико-экономических возможностей. В этом творцам светодизайна должна помочь наука о зрении, а также необходимые в любом искусстве чувство прекрасного и чувство меры.
Из истории искусственного освещения городов
С первых шагов истории человечества искусственный свет, или «свет Прометея», как его иногда называют, является все более важным условием жизнедеятельности людей и развития цивилизации. Источники искусственного света — факелы, костры, масляные, свечные, спиртовые, керосиновые фонари — долгое время применялись в городской среде как временные или переносные. Есть сведения, что ночные улицы античных городов — Афин, Рима и других — освещались масляными светильниками, кострами из смолистых деревьев, факелами. Масляные и свечные фонари или котелки с горящей смолой вывешивались на фасадах зданий Парижа и Лондона еще в XIV—XVI веках. В окнах, выходящих на улицу, горожанам предписывалось в определенные ночи выставлять фонари или свечи.
Датой рождения стационарного уличного освещения принято считать 1667 год, когда на улицах Парижа при Людовике XIV были установлены 2736 масляных фонарей и организована постоянная служба городского освещения. К концу XVII века в Париже насчитывалось уже 6500 фонарей, к концу XIX века — около 53000. К началу XVIII века многие богатые города Западной Европы имели подобное уличное освещение, главное назначение которого было противодействовать ночным грабителям.
В России первое постоянное уличное освещение ввел Петр I: осенью 1718 года четыре фонаря со стеклом шарообразной формы, разработанные парижским архитектором Ж. Леблоном, установили у Зимнего дворца в Петербурге, а указом от 1721 года на именитых улицах новой столицы поставили еще 595 масляных фонарей, созданных по чертежам «машинного дела мастера» Петлинга. Несмотря на несовершенство (сила света масляного фонаря составляла всего 1 — 2 свечи) популярность уличных фонарей была велика. В июне 1725 года царь издал новый указ об установке на Большой Невской дороге скамеек под фонарями для отдыха прохожих.
В 1730 году но указу императрицы Анны Иоанновны велено было «на Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей... поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень, все в одну меру линейно...». В 1766 году в Москве было 600 фонарей на конопляном масле, которые светили до полуночи (большинство гасло раньше) 18 раз в месяц в безлунные ночи с сентября по май. Этот распорядок с некоторыми изменениями существовал до 1900 года. При Екатерине Великой в Москве было 3500 фонарей, а при Павле I к концу 1800 года в первопрестольной действовали уже 6559 фонарей. Общее время их горения в осветительный сезон было доведено до 920 часов.
Фонари на растительном (гарном) масле света давали мало, поэтому в течение XIX века велись поиски другого горючего. В разных странах и городах экспериментировали со свечами, хлебным спиртом, керосином, светильным газом. Свечи, особенно восковые, были дороги, спирт но вине фонарщиков быстро заканчивался (даже несмотря на его смесь со скипидаром или нефтью), промышленное производство керосина (минерального масла, впервые выделенного из нефти петербургским врачом М.Я. Лерхе в 1732 году и полученного по его технологии на Ухтинском нефтеперегонном заводе Ф. Прядковым в 1745 году) началось в США и стало поступать на рынки Европы лишь в середине 60-х годов XIX века. В эти же годы появились первые керосиновые лампы и уличные фонари, в том числе в Москве, где в 1863 году городская Дума объявила торги на устройство первых 2200 керосиновых фонарей. С 1865 года город стал освещаться исключительно керосином, а число фонарей достигло 9310. Улицы по интенсивности освещения, обеспечиваемой количеством горящих фитилей в фонаре и разным шагом фонарей, были разделены на 4 класса.
В те же 60-е годы XIX века на улицах Москвы появились первые газовые фонари, которые поначалу не могли успешно кон курировать с керосиновыми из-за более высокой стоимости газовых сетей при той же, примерно, световой эффективности. Эта конкуренция привела к усовершенствованию керосиновых фонарей. В 1901 году русский инженер Л.А. Галкин изобрел керосинокалильную лампу, сила света которой возросла в десятки раз. Керосинокалильные фонари использовались для освещения центральных улиц, а также при организации временных гуляний, зимних катков, на станциях и путях железных дорог.
Использование газа для освещения началось еще в глубокой древности в Китае и Месопотамии, где природный газ по бамбуковым трубам подводился в храмы и зажигался в торжественных случаях.
В Европе первые опыты с газовым освещением проделал французский инженер Ф. Лебон в 1786 году, разработавший способ получения светильного газа сухой перегонкой древесины и установивший в 1818 году газовые фонари в Париже. В Лондоне они были поставлены на улице Пэл Мэл в 1809 году. Затем они появились во многих городах Европы и Северной Америки (Вена — 1819 год, Берлин, Роттердам, Ганновер — 1825-1834 годы). В 1850-е годы Европа осуществляет окончательный переход к уличному освещению газовыми фонарями.
В России несколько газовых уличных фонарей появилось в Петербурге в 1821 году. В 1835 году их было 204. В обеих столицах газовое освещение появлялось, в первую очередь, на центральных улицах и площадях. В 1882 году австриец Ауэр изобрел газокалильную сетку, благодаря которой эффективность излучения фонарей выросла до 40—50 свечей, а при проведенных в Москве усовершенствованиях — до 100—130 свечей. При подаче газа под давлением в фонарях на Сретенке силу света довели до 4000 свечей. И все же эра сменявших друг друга в течение более двух столетий пламенных источников искусственного света — доэлектрическая эра - к концу XIX века закончилась. С изобретением ламп накаливания и дуговых ламп-свечей и строительством первых электростанций на смену маломощному пламени пришел более эффективный электрический свет. Несколько десятилетий — с 70—80-х годов XIX века до 30— 40-х годов XX века во многих городах мира сосуществовали в разных пропорциях спиртовые, керосиновые, газовые и электрические уличные фонари. В Москве последние керосинокалильные фонари были ликвидированы в 1931 году, газовые — в 1932 году.
Первая в истории установка уличного электрического освещения была продемонстрирована в 1874 году А.Н. Лодыгиным на Одесской улице в Петербурге. Поразивший очевидцев своей яркостью свет излучала в каждом из восьми фонарей созданная изобретателем в 1872 году лампа накаливания. Однако в первые десятилетия электрической эры в установках уличного освещения более широкое распространение получило изделие другого русского изобретателя — П.Н. Яблочкова, получившего в 1876 году патент на дуговую лампу-свечу. Ее триумфальное шествие по площадям и улицам Парижа. Лондона, Берлина, Мадрида, Брюсселя, Неаполя, Афин и других городов Европы под названием «русский свет» началось на Всемирной Парижской выставке 1878 года. В России «свечи» Яблочкова зажигаются в 1878 году в Петербурге (Литейный мост, площадь Александрийского театра), в 1880 году в Москве (Петровские линии, сады «Эрмитаж» и Альгамбера, территория фабрики Алексеева и у ресторана «Яр»). До 1910 года дуговые лампы были преобладающими в уличном освещении и лишь потом стали заменяться лампами накаливания по мере их усовершенствования.
В 1912 году были установлены одобренные городской Управой нормы освещенности в разных районах Москвы. Все улицы и проезды были разделены на 5 классов в зависимости от характера уличного движения и общего благоустройства.
Изобретение электрического освещения стало революционным научно-техническим событием, давшим человечеству реальное средство для победы над ночной тьмой и создания комфортных условий жизнедеятельности не только в помещениях, но и на открытых пространствах. Современный город сегодня уже не мыслится без искусственного освещения. В развитых странах не только все города, но и населенные пункты и многие загородные магистрали имеют стационарное электрическое освещение. Оно стоит в сотни раз меньше, чем эквивалентное по своему действию освещение керосиновыми или газовыми светильниками, поскольку коэффициент использования и эффективность преобразования тепловой энергии в световую у ламп накаливания несопоставимо выше, а расходы на обслуживание значительно ниже, чем у пламенных источников света.
Еще выше эффективность разрядных источников электрического света, которые, начиная с 30-х годов XX века, вытесняют лампы накаливания из систем освещения городских пространств. В 1932 году были реализованы две первые осветительные установки с натриевыми лампами низкого давления на автострадах в Нидерландах и Великобритании. Ныне 95 % загородных автострад в Бельгии освещаются этими источниками. В конце 1930-х годов в Европе появились уличные светильники с ртутными лампами низкого и высокого давления, получившие широкое распространение в послевоенные 1950-е годы, а в 60-е годы — с натриевыми лампами высокого давления (в Москве — с 1975 года), ставшими за последние 40 лет доминирующими в системах функционального освещения улиц и площадей в городах всего мира. Излучая желтый свет, они создают характерную гомогенную окраску вечерней среды города и даже ночного облачного неба. Массовый переход в осветительных установках от ламп накаливания к более дорогим, но и более эффективным разрядным лампам был ускорен энергетическим кризисом, разразившимся в странах Запада в начале 70-х годов XX века. Сегодня в установках наружного освещения, к которым предъявляются повышенные требования по цветопередаче (стадионы, выставки, пешеходные зоны), все чаще используются металогалогенные лампы. В ближайшей перспективе — создание уличных осветительных систем на основе нового поколения источников света — полупроводниковых светодиодов (LED).
Вышеизложенная история вкратце отражает этапы развития лишь одного, сегодня наиболее массового вида осветительных установок — функционального освещения поверхности земли, точнее — дорожных покрытий и, одновременно, пространств, в которых люди передвигаются пешком или на транспорте. Но «прометеев» свет в городе во все времена имел и другую функцию — творить прекрасное, что реализовывалось в прошлые века, во времена Ренессанса и барокко, лаже при маломощных пламенных источниках, главным образом во временных праздничных и театрализованных световых представлениях, устраивавшихся по поводу коронаций, военных побед, рождений и именин царственных особ, посещении ими богатых городов. Это предыстория другого, сегодня бурно развивающегося вида осветительных установок — архитектурного освещения.
Праздничное освещение всегда было предметом особой заботы сильных мира сего, которые видели в нем инструмент укрепления и прославления своей власти. На старых гравюрах запечатлены некоторые из подобных событий - приезд принца Шарля в Брюгге (1515) или императора Чарльза в Гент (1717) в Бельгии, ошеломившее современников своим великолепием музыкально-сценическое представление в Мраморном дворе Версаля в 1G74 году с применением большого количества масляных ламп на сцене, балюстрадах и карнизах дворца, в боскетах, фонтанах и по берегам каналов (рис. 9) и другие исторические прецеденты (рис. 10). Иллюминация собора Святого Петра в Риме сотнями свечных фонарей, существовавшая с 1547 года и поразившая своим эффектом Гете в 1787 году, совершенствовалась в течение последующих столетий. В 1814 году в Лондоне во время летних празднеств в честь победы над Наполеоном была подсвечена более чем 10 тысячами газовых светильников декоративная пагода на Китайском мосту в Сент-Джеймском парке, в 1858 году — Брандербургские ворота в Берлине. Это — первые известные образцы архитектурного освещения доэлектрической эры.
Сведения об устройстве в России праздничных иллюминаций и фейерверков встречаются в исторических хрониках уже в XVII веке. Но подлинное рождение этого искусства «зажигать звезды» следует отнести к эпохе Петра I, который с 1690 года лично участвовал в организации огненных представлений по сценариям, наполненным определенным содержанием. В ясных, легко доступных аллегориях народу сообщаюсь о событиях войны и мира, о баталиях и победах, о наступлении введенного царем Нового года. Семнадцатилетний царь создал ракетную лабораторию, просуществовавшую многие годы, и сам производил химические опыты, в результате чего нашел составы фейерверков различных цветов, чего еще долго не было на Западе. Первый российский император и его наследники придавали огромное значение силе воздействия на зрителей «огненных потех» как символов усиления государственности и блеска зарождавшейся империи. Они представляли собой масштабный синтез искусств, в котором ярко, пышно, шумно соединились портретная и театральная живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка. При устройстве этих зрелищ, особенно в дни коронации императриц и императоров, от Екатерины I до Николая И, строились разнообразные сооружения и декорации и целые композиции, составленные из подвижных и неподвижных фигур и щитов-транспарантов с геральдическими эмблемами, аллегорическими изображениями, девизами и символами, выполненными горящими шнурами, светящимися формами типа больших фонарей, обтянутых промасленным холстом, с картинами на нем и источником света внутри.
Беседки, арки, статуи, обелиски, а нередко и парковые аллеи, лестницы, фонтаны, фасады зданий иллюминировались плошками с горящим салом, тысячами свечей, лампад, цветных фонарей. В пиротехнических мероприятиях — создании и запуске ракет, бенгальских огней, «падающих звезд» и огненных линий - участвовали крупнейшие ученые Российской Академин наук М.В. Ломоносов, Я. Штелин, X. Гольдбах. «В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все народы», - писал англичанин Н. Рэксоль в XVIII веке — «веке фейерверков» в России (jmc. 11). При коронации Александра I (1801) уже весь Московский Кремль со своими древними башнями и Иваном Великим переливался разноцветными огнями, представляя собой великолепное зрелище. Многие из иностранцев, видевшие иллюминацию собора Святою Петра в Риме, отдавали преимущества перед ней освещению Кремля.
Подобные иллюминации в XIX веке стали устраивать в праздничные дни и на правительственных, и на частных зданиях. Архитектурная подсветка осуществлялась разноцветными шкаликами — стаканчиками, в которые наливали масло и опускали фитиль. Шкалики расставляли на повторяющих формы архитектурных сооружений специальных деревянных каркасах, которые днем изрядно обезображивали облик построек. Проведение «Шпаликовой» иллюминации требовать участия множества исполнителей и больших финансовых средств. Фейерверки в XIX веке, кроме двух громоздких огненных творений в 1856 году (коронация Александра И) и в 1891 году (200-летие первого фейерверка Петра Великого), стали заметно проще по своим замыслам и исполнению. Зато большое распространение получила мода на иллюминирование садов и парков искусственными цветами, освещенными газовыми светильниками и испускающими каскады воды.
Опыт первых доэлектрических иллюминаций и фейерверков в определенной мере послужил основой современного архитектурного освещения, в частности, при создании «виртуальных» световых объектов, а также осветительных установок третьего вида - светоинформационных (светорекламных) — см. п. 3.2.
Первые практически пригодные образцы электрических ламп сразу после их изобретения были использованы в системах освещения интерьеров общественных и производственных зданий, художественного освещения фасадов и в наружной световой рекламе: с середины 70-х годов XIX века первые лампы накаливания А.Н. Лодыгина освещали цеха на верфях Адмиралтейства в Петербурге, в 1877 году дуговыми лампами было освещено здание Гранд Опера в Париже, в 1879 году — Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке, а в 1886 году — торжественно открытая Статуя Свободы на острове в городской бухте. Восемь ламп с силой света в 6000 кандел (свечей) каждая были установлены в факеле статуи, а шесть были размещены вокруг пьедестала. Этот первый опыт стал не очень удачной вехой в истории заливающего архитектурного освещения: основание было освещено гораздо ярче самой статуи, ее грудь и шея находились в тени, а рука с факелом была видна только от плеча до локтя. В 1917 году ситуация была улучшена внесением некоторых изменений в схему, но авторский замысел скульптора Ф.О. Бартольди — веер ярких лучей света, исходящих из короны на голове скульптуры, не реализован до сих пор. несмотря на семь последовавших в течение XX века реконструкций системы освещения. В том же году был освещен Капитолий в Вашингтоне. В 1892 году на Бродвее в Нью-Йорке появилось первое в США (а скорее всего, и в мире) световое табло на лампах накаливания Т. Эдисона, рекламировавшее популярный курорт Манхэттен Бич.
Активным толчком к повсеместному распространению электрического света стала Всемирная выставка в Париже в 1878 году, где П.Н. Яблочков впервые демонстрировал свою лампу-свечу. За ней последовала выставка 1881 года, где Т. Эдисон представил лампу накаливания, ставшую серьезной конкуренткой дуговых ламп и часто вместе с ними применявшейся в первых реализациях, а затем почти полностью их вытеснившей из городского освещения. В конце XIX—начале XX века всемирные и международные выставки следовали одна за другой (1880-е — Париж, Милан, Мюнхен, Луисвилль; 1890-е- Чикаго, Омаха, Париж; 1900-е — Париж, Буффало, Сент-Луис), а широко применявшийся на них электрический свет завоевывал в мире все большую популярность. Эти, как и все последующие выставки международного масштаба (с 50-х годов XX века ЭКСПО), стали настоящей творческой лабораторией в области световой архитектуры и светового дизайна. На них экспериментально проверяется большинство технических новинок и художественных приемов освещения. Эйфелева башня, например, неоднократно служила «моделью» для демонстрации эффекта «кинжального» света «поисковых» (зенитных) прожекторов с дуговой лампой (1889,1900,рис. 12), с разрядными лампами (наши дни), «световой графики» ламп накаливания и цветных люминесцентных ламп, рекламировавших компании Ситроен, Сименс и др., заливающего света наземных прожекторных батарей, локальной подсветки приборами с разрядными лампами и лампами-стробами в последующие годы. В 1899 году в Нью-Йорке состоялось ночное празднество. Юбилей Мира, активными участниками которого был и «световой балдахин» над улицей и «драгоценная занавесь» из подсвеченных стеклянных призм. Обе эти инсталяции, как и применявшиеся в ходе предвыборной компании 1896 года световые проекции результатов выборов, стали предшественниками множества подражательных конструкций, использовавшихся на массовых мероприятиях первой трети XX века. Двухдневная иллюминация Нью-Йорка включала также высвеченные лампами накаливания контуры Бруклинского моста, купола, шпили и небоскребы Манхэттена и Бруклина, а прожекторы с дуговыми лампами на опорах моста и на берегах реки создавали в воздухе высоко над водой виртуально-световую арку.
Два главных собора Берлина в 1887 году были освещены двенадцатью дуговыми лампами. В 1895 году император Вильгельм II инициировал организацию, наверное, первого в истории «Фестиваля Света» и лично наблюдал за применением различных осветительных техник в центре города. На фасаде королевского дворца разместились 20000 газовых фонарей, а купол освещался дуговыми лампами и лампами накаливания. Другие здания были освещены более скромно. Через несколько десятков лет фестивали света стали весьма популярны в Германии, Европе, а затем и на всех обитаемых континентах Земли.
Массовые и эффектные электрические зрелища организовались и в России. В 1883 году в дни коронации Александра III на колокольне Ивана Великого загорелись 3500 ламп Эдисона. С кремлевских башен били лучи прожекторов с дуговыми лампами, направленные на соседние башни, на только что завершенный и освященный храм Христа Спасителя, окруженный электрическими фонарями. Тысячи пламенных источников на стенах и башнях Кремля, на дворцах и соборах дополняли феерическую картину, вдохновившую русских художников (рис. 22).
Шедевром осветительного искусства конца XIX века стала иллюминация Москвы в дни коронации Николая II в 1896 году. Электрическими гирляндами были прорисованы контуры башен, соборов и зубчатых стен Кремля, Большой театр и Московская городская дума. Красные ворота и множество других сооружений. На Тверской улице зажглись 99 фонарей с яркими лампами-свечами.
Таким образом, к началу XX века в индустриально развитых странах было сформировано необходимое количество технических подходов к электрическому освещению и в определенной мере сложилась профессиональная терминология.
В Европе и США в первые десятилетия этого века быстро развивалась техническая база отрасли — строились электростанции, разворачивалось производство светотехнической и электротехнической продукции, росли ее ассортимент и технико-экономические показатели, поэтапно снижались цены на энергию. Под влиянием электроиндустрии и захватывающих визуальных эффектов в художественной среде велись оживленные дискуссии о роли электрического света в архитектуре и искусстве. Далеко не все зодчие, особенно в США, принимали идеи стационарного электрического освещения фасадов, радикально изменявшего дневной облик архитектурных сооружений, в то время как инженеры - представители электротехнических фирм — и некоторые искусствоведы горячо пропагандировали новое мощное средство художественной выразительности. Синтез света, пространства и архитектуры писатель-утопист П. Ширбарт, вдохновленный успехами освещения Парижской выставки 1900 года, в 1906 году впервые назвал «световой архитектурой». Этому способствовало все более широкое использование стекла в архитектуре, которое давало небывалый эффект ночной невесомости освещенных изнутри зданий. Примерами стали светящиеся купола парижского универмага «Самаритен» из блоков цветного стекла (1907) и, в особенности, стеклянный павильон архитектора Б. Таута на выставке Веркбунда в Кельне в 1914 году.
В 1910-х годах во Франции и в 1920-х годах в США были установлены первые образцы газосветной («неоновой») рекламы, которая, как и цветные лампы накаливания, работала в динамическом режиме и создавала феерические картины на фасадах коммерческих зданий. Пути архитектурного освещения и световой рекламы уже тогда разделились и сегодня, через 100 лет, несмотря на принимавшиеся меры, они все еще не могут органично объединиться в большинстве городов мира.
В те же годы в США (1907) профессор архитектуры С.Х. Уокер прочел в Нью-Йорке лекции инжеренам-светотехникам на тему «Электрический свет и архитектура». Он был первым, кто критически исследовал три основные сложившиеся к тому времени приема освещения архитектуры: контурное освещение (как архетип современного приема «световая графика»), освещенные изнутри остекленные проемы (прием «светящийся фасад») и заливающее прожекторное освещение. Как и другие до него, он констатировал, что контурное освещение уменьшает массы, поверхности и детали архитектуры, которые оно обрамляет: кроме того, лампы могли быть установлены также как автономные структуры в воздухе. Он приветствовал появление диффузного освещения через светопропускающие материалы как в рекламе, так и в качестве архитектурного элемента. Однако его любимой формой было заливающее прожекторное освещение фасадов, которое, по его мнению, имело большой потенциал для украшения архитектуры. Уокер настаивал при этом, что объектами освещения должны быть только здания высокого архитектурного качества, с чем многие инженеры-светотехники не хотели согласиться. Взаимное непонимание архитекторов и светотехников в США длилось вплоть до 30-х годов XX века.
Первый наиболее ярко освещенный 47-этажный небоскреб — Зингер-билдинг в Нью-Йорке (1908) — сочетал первый и третий приемы при доминировании запивающего света (рис. 13). Триумфальная арка, главные общественные здания и все мосты вдоль Ист-Ривер в этом же городе в дни столетнего юбилея Гудзона—Фултона в 1909 году были освещены световым контуром, а Плаза-Отель — заливающим светом в сочетании с гирляндами лампочек. Фасады 10-этажного здания компании «Газ и электричество» в Денвере в 1910 году были расцвечены исключительно световым орнаментом из ламп накаливания (рис. 14). Силуэтная композиция офиса «Дженерал Электрик» в Буффало была освещена поярусно локально-заливающим светом прожекторов разных цветовых оттенков и завершалась куполом, с которого бил луч прожектора (1912) - рис. 2.3. Высотная часть небоскреба Вулворт-билдинг в Нью-Йорке заливалась светом сотен прожекторов с лампами накаливания с регулированием яркости венчающего элемента (1914). Ведущим специалистом многих проектов того периода в Нью-Йорке был главный светодизайнер компании Дженерал Электрик У. д’Арси Риан. Он применил мощные прожекторы при временном освещении Ниагарского водопада в 1907 году, паровые и дымовые завесы для создания своеобразных экранов для цветных рекламно-проекционых изображений при проведении ночных праздничных мероприятий, проводил исследования по выбору наиболее рациональных отделочных материалов для освещаемых фасадов.
После окончания Первой мировой войны во многих городах США разрабатываются и реализуются многочисленные проекты фасадного, нередко цветного и регулируемого освещения. Электроэнергетические компании всячески стимулируют эти работы. В 1925 году газета «Нью-Йорк Таймс» торжественно отметила, что ночной облик города значительно изменился: Манхэттен — это «новый город света и цвета,... сказочная страна ночи,... город освещенных воздушных замков, которые тронуты кистью световых импрессионистов». Эта «современная архитектура со сверкающими вершинами зданий не имеет аналогов нигде в мире». В ряде публикаций на эту тему, в те годы весьма оживленных, была заявлена, однако, прямо противоположная модель освещения небоскребов. В 1930 году специалисты фирмы «Дженерал Электрик» в соавторстве с архитекторами выпустили буклет «Архитектура ночи», в котором рекомендуется поярусное освещение небоскребов снизу вверх, которое «добавляет элемент тайны, поскольку исчезновение света от основания к вершине усиливает перспективу. и наблюдатель видит исчезающее в ночи здание, что дает увеличение высоты»
Распространение фасадного освещения, которое рассматривалось как эффективная реклама фирм, занимающих освещаемые здания, или. в целом, как пропаганда электроэнергетики и американского образа жизни, не остановила даже Великая депрессия 1930-х годов. Высвобождающаяся вследствие общего спада промышленного производства и потребления электроэнергия использовалась в прожекторных установках. Явление блестяще освещенных небоскребов в центре города создавало тревожащий контрасте темными окраинными районами. Лишь со вступлением США во Вторую мировую войну в 1942 году были введены ограничения на расход топлива и энергии.
Европа в этот период между двумя мировыми войнами также переживала бум в области архитектурного освещения, были ясные различия в подходах и принципах его решения в США и Франции – Англии - Германии - России
Первая мировая война, а в России еще революция и гражданская война, затормозили общий технический прогресс, в том числе и в электротехнической отрасли. Однако уже в 1920-е годы послевоенное экономическое оживление и радикальные социальные преобразования в развитых европейских странах привели к быстрой эволюции предвоенных авангардных течений в искусстве и архитектуре. В Германии в 1920-е годы сторонниками нового материала архитектурной выразительности — электрического света — стали, в отличие от США, молодые архитекторы Э. Мендельсон, Б. Таут, Г. Шарун, Э. Мэй, Л. Хильберсеймср. М. Брейер, В. Гропиус. Л. Мис ван дер Роэ, М. Вагнер, братья Г. и В. Лукхардт и другие.
Во Франции идеи света в урбанизме и зодчестве пропагандировали Ле Корбюзье и А. Люрса. в советской России — архитекторы-конструктивисты. Берлин оспаривал, и не без успеха, первенство Парижа как первого «города света». Париж, Берлин и Лондон, в свою очередь, сравнивали свои достижения с США. Фоторепортажи из этих городов и Нью-Йорка устанавливали центральным критерием качества столицы появление профессионально освещенного ночного города.
А Берлин в 1920-е годы был, возможно, столицей, наиболее обеспокоенной своим статусом и престижем.