Теоретическая модель светопространственной структуры
Проведенные теоретические, натурные и лабораторные исследования, а также широкомасштабная проектно-практическая проверка их результатов в архитектурном освещении Москвы позволили «сконструировать» теоретическую модель светопространственной структуры среды в селитебных зонах города и предложить концептуальные принципы ее построения, которые могут служить методологической основой при решении научных и практических задач освещения и должны обеспечить системный подход, с одной стороны, и разнообразие и свободу творческих решений в любой градостроительной ситуации, с другой, при определенных композиционных предпосылках.
Построение концептуальной модели предусматривает использование пяти методических принципов;
- светоцветовую дифференциацию городской территории на основные (разнотипные) структурные элементы;
- световую иерархическую дифференциацию каждого из структурных элементов;
- масштабную свстомодулировку структурных элементов с учетом их типа и категории;
- формирование системы световых ансамблей и доминант с использованием структурных элементов разного иерархического уровня;
- комплексную разработку светоцветовых и материально-пространственных параметров архитектурной среды.
Целью светоцветовой структурной дифференциации может быть зрительное выявление функционально-планировочной структуры города, его основных структуроформирующих систем за счет обеспечения заметных различий в уровнях и цветности, а при необходимости также в приемах и кинетике их освещения.
Все освещенные пространства селитебной зоны города, как упоминалось, делятся прежде всего на транспортные и пешеходные. Транспортные магистрали и улицы, их пересечения и паркинги выделяются освещением в особую, контрастирующую с пешеходной, систему благодаря четкости ее пространственных границ и требований к количеству и качеству света и световой информации, достаточно полно представленных в действующих нормах.
Освещение пешеходных пространств в системе общественных центров, озелененных и жилых территорий осуществляется на основе их методической классификации на три типа — общения, движения и отдыха. Социально-градостроительная значимость и функциональная специфика каждого из них различна. Пространства общения являются узловыми и наиболее «загруженными» элементами структуры пешеходных пространств.
Их целесообразно выделить на фоне других средствами света и цвета, богатством приемов освещения, разнообразием дизайна элементов осветительных систем, эффективностью установок визуальной информации. Пространства пешеходного движения требуют обеспечения требуемой видимости в линейном направлении, более рациональной, ориентирующей световой информации, а пространства отдыха - сравнительно меньшего количества света при большей декоративности светоцветовых решений и минимуме установок световой информации.
Из этого выявляется принципиальная схема взаимодействия и соподчинения разнотипных светопространств как основных структурных элементов создаваемого светопространства города, позволяющая осуществить структурную оптическую дифференциацию городских пространств — основу светоцветового зонирования городских территорий.
«Палитра» светопространств селитебной зоны, а также система светокомпозиционных параметров и регламентируемых светотехнических характеристик, позволяющих пропорционировать количество света в разных по функции и значимости пространствах, на их «планшетах» и на поверхностях формирующих их объектов, представлена на рис. 44.
По количеству света транспортные пространства с характеристиками, регламентируемыми во всем мире сопоставимыми величинами средней яркости или горизонтальной освещенности дорожного покрытия, могут быть приняты за единицу сравнения. Общественно-пешеходные пространства должны выделяться повышенной светлотой окружения и светонасыщенностью, в частности, за счет иной, чем в транспортных зонах, структуры светового поля. Здесь, как и во всех пешеходных пространствах, возрастает значение освещенности в вертикальной плоскости, оцениваемое. например, цилиндрической освещенностью. Важным для светомоделировки лица человека является и соотношение горизонтальной и цилиндрической освещенностей, принятое в модели на основе имеющихся данных в среднем как 1 : 2. В пространствах пешеходного движения количественные показатели уменьшаются вдвое по сравнению с пространствами общения, а пространства отдыха, в свою очередь, в среднем вдвое темнее пространств движения. Это соотношение уровней освещения 4:2:1 характеризует качественный параметр световой среды — структурную неоднородность создаваемых городских светопространств разного типа, но одинакового иерархического ранга.
Зрительные различия в уровнях освещения разнотипных пространств усиливаются цветовыми. Разная цветность общего, адаптирующего освещения пространств — основной отличительной признак светоцветового зонирования. Учитывая особенности сложившейся сегодня ситуации в номенклатуре источников света, применяемых в городском освещении, а также психофизиологические предпочтения по цветности излучения и цветопередаче, теоретическая модель предусматривает следующее распределение ее по типам пространств: транспортные зоны оптически формируются желтым светом натриевых ламп высокого давления, обеспечивающим сигнальную ориентацию и, поданным некоторых исследований, относительно лучшую видимость при пониженной прозрачности воздуха в городе: в общественнопешеходных светопространствах предпочтителен белый свет с хорошей цветопередачей, придающий им определенную парадность и «солнечность» и позволяющий без заметных искажений показать цвет лиц. тел и одежды людей и колористическое решение архитектурного ансамбля; светопространства отдыха создаются, по преимуществу, холодно-белым, «пленэрным» светом, гармонирующим с зеленым окружением и (или) со снегом: светопространства движения могут формироваться преимущественно источниками тепло-белого света, «родственными» желтым источникам в транспортных зонах и созвучным телесным оттенкам лиц и тел пешеходов.
Регламентируемые светотехнические параметры создаются определенными средствами, системами и приемами освещения, «номенклатура» которых сложилась или складывается как характерная для каждого типа пространства. Структурная светоцветовая дифференциация городских пространств осуществляется, в основном, системами их функционального освещения. Приемы этого освещения в транспортных пространствах наиболее традиционны и регулярны, в пешеходных, особенно в пространствах отдыха — более свободны и живописны. Ими, главным образом, формируется масштаб светопространств и характер светораспределения: прямой свет с высоты 10—30 м в транспортных пространствах при шаге излучающих источников, в среднем. 40 м и разнообразный (прямой, рассеянный, отраженный) свете высоты 0—5 м в пешеходных пространствах при сомасштабном движущемуся человеку шаге источников 5—20 м.
Уровни освещения фасадов объектов в любом тине пространства, оказывающих наибольшее влияние на свето- и цветопространственные характеристики в пешеходно-общественных зонах, также прогнозируются в теоретической модели и представлены в единой системе параметров.
Цветность архитектурного освещения объектов выбирается по художественным критериям с учетом градостроительной ситуации, их колористических характеристик и цветности функционального (адаптирующего) освещения в зоне нахождения человека.
В зависимости от масштаба светопланировочного проекта и стадии проектирования выбор приемов и кинетики освещения при осуществлении структурной дифференциации может быть более или менее конкретным. В общем случае системы и кинетика освещения своим «консерватизмом» отличают транспортные пространства от пешеходных: в первых — один или два режима (вечерний, ночной) статического функционального освещения, во вторых — от одного до нескольких режимов со статическим и возможным динамическим светом в системах функционального, архитектурного или светоинформационного освещения, в том числе реагирующего на присутствие людей в пешеходном светопространстве.
Световая иерархическая дифференциация осуществляется с целью композиционного соподчинения однотипных по функции, но разных по градостроительной значимости пространств.
Структурная соподчиненность разнотипных светопространств отражает «горизонтальные» связи между основными группами функций, «вертикальные» же связи выражаются иерархической соподчиненностью однотипных пространств разного ранга, что и отражено в теоретической модели.
В зависимости от величины и композиционной структуры города в его структуроформирующих системах выделяются несколько ступеней (уровней, категорий, рангов) пространственной организации (или градостроительного планирования).
Наиболее четко это выражается в градостроительной классификации транспортных улиц и ступенчатой системе обслуживания и административного управления. Они образуют определенную шкалу структурных элементов световой среды в селитебной зоне города.
Оптическая дифференциация однотипных пространств, отличающихся иерархической категорией, осуществляется созданием разницы в их светлоте, размерах и приемах освещения. Чем выше категория пространства, тем более высок уровень и разнообразнее приемы его освещения, тем, как правило, больше размеры, т.е. крупнее масштаб светопространства.
Предусмотренный теоретической моделью диапазон рекомендуемых величин средней освещенности разработан на основе данных, полученных аналитическим путем, а также натурными и лабораторными исследованиями: от физиологически минимального уровня светонасыщенности (средняя цилиндрическая освещенность 1 лк в пространствах отдыха низшего иерархического уровня) до уровня, достигнутого в некоторых оживленных общественно-пешеходных пространствах ряда городов мира и вызывающего ощущение парадности, «мажорности», «солнечности», которое должно быть свойственно главным пространствам столичного центра, по крайней мере, в режиме их эффективно-столичного функционирования (средняя цилиндрическая освещенность не мене 40 лк). Для крупнейших и крупных, средних и малых городов, для микрорайонов и поселков верхний предел светонасыщенности пространств их общественного центра пропорционально сокращается. Таким образом, в принятой иерархической системе каждый последующий уровень шкалы однотипных структурных элементов, но светонасыщенности в среднем вдвое превышает предыдущий. Это соотношение характеризует создаваемую иерархическую неоднородность однотипных светопространств.
Исходя из оптимальности соотношения Ег: Еc = 2 : 1, с точки зрения светомодслировки объемной формы, определяются рекомендуемые величины средней горизонтальной освещенности в пешеходных пространствах разного типа и категории (в диапазоне от 2 лк в микрорайонных садах до 80 лк в общественном центре столичного города).
Как было установлено экспериментами, средняя яркость фоновой застройки в световом ансамбле должна быть не менее средней яркости дорожного полотна, а средняя яркость выделяемых освещением фасадов — в 3—4 раза более высокой, чем застройки (нормальный яркостный контраст). что и предусмотрено регламентируемыми величинами (см. рис. 44).
Масштабная светомодулировка городских пространств осуществляется на основе их структурно-иерархической дифференциации, выполненной в соответствии с двумя первыми методическими принципами, системами функционального и, дополнительно, архитектурного освещения с учетом их тина и категории.
Из композиционных аспектов формирования световой среды города наиболее значителен для ее архитектурного образа, для «психологического климата» в ней и наиболее подвержен изменению под влиянием искусственного освещения масштаб пространства. Он определяется геометрическими размерами пространства и формирующих его объектов и характеристиками функционального, архитектурного и, в определенных ситуациях, светоинформационного освещения. Известны размеры архитектурных пространств, при которых те кажутся при дневном освещении замкнутыми или раскрытыми, камерными или гипертрофированными. Если учесть уже некоторые зрительные иллюзии в восприятии пространства при искусственном освещении, можно в первом приближении принять дневные параметры (угловые размеры объектов, расстояния наблюдения) для создания оптимальных по масштабу моно- или поли-функциональных светопространств в соответствии с их иерархическим уровнем. Например, если столичный или городской общественно-пешеходный центр является пространством, недоступным единовременному восприятию, его можно оптически расчленить на масштабные светопространства, соизмеримые с возможностями видения человека — пешехода или пассажира, — масштабные единицы восприятия, т.е. световые ансамбли площадей, фрагменты улиц и ландшафтно-рекреационных комплексов.
Светомодулировка является приемом пространственной ритмизации городской среды путем пропорционирования количества и качества света с целью се структурного масштабирования и визуального разнообразия.
Некоторые общие светокомпозиционные характеристики разных типов пространств селитебной зоны вытекают из особенностей их объемнопланировочного решения и зрительного восприятия.
Транспортные пространства, в условиях города обычно физически ограничиваемые с двух сторон застройкой, посадками деревьев и (или) опорами уличных светильников, а снизу - однообразным дорожным полотном, характеризуются очевидной линейностью урбанистической формы. Вечером транспортное светопространство приобретает более или менее выраженную монотонность и «зрительную агрессивность» из-за однообразно-метрического ритма многочисленных типовых, нередко дискомфортных по яркости светильников, из-за относительно гомогенной яркости (или метрической пятнистости) одноцветного дорожного полотна и примитивности или хаоса иных светящих элементов в иоле зрения. Эта монотонность и агрессивность могут быть преодолены, во-первых, светомодулировкой линейного пространства — организацией более сложного светового ритма за счет введения светоцветовых акцентов (повышения уровней, изменения цветности или масштаба освещения и т.п.) на перекрестках, развязках, в раскрытиях световых перспектив и, в некоторых возможных ситуациях. адаптационных пауз. Частота этих акцентов и пауз, создаваемых главным образом системами функционального освещения, определяется скоростью движения по трассе и существующими планировочными модулями. Во-вторых, зрительное разнообразие окружающей среды обеспечивается композиционным включением в видовые кадры освещенных объектов, рассчитанных на восприятие из транспорта в движении за короткое время. В подобных ситуациях целесообразно строить световую композицию на использовании светоцветовых контрастов, на лаконичных соотношениях освещенных крупных элементов, на прорисовке свето—цветом характерного силуэта и многоплановости застройки, доминант и ориентиров, т.к. детали и нюансы плохо воспринимаются в этих условиях. Улица — наиболее благоприятный случай для использования в художественных целях возможностей зрительной трансформации глубины пространства средствами освещения.
При многоэтажной застройке возможно использование вертикального светоцветового зонирования с изменением цветности, яркости, формы и размеров освещаемых и светящихся элементов по высоте фасадов.
Для пешеходных пространств в целом и, в первую очередь, пространств общения в силу их социокультурной значимости необходимы оригинальные светоцветовые решения с использованием всех трех групп освещения — функционального, архитектурного и светоинформационного, при главенстве. в общем случае, архитектурного освещения. Здесь повышается внимание к качеству и масштабным характеристикам освещения, к выявлению детален, к четкой ориентации пешеходов. Этот тип светопространства должен играть роль своеобразного фокусного центра в городской среде, вызывающего наиболее сильные эмоционально-эстетические впечатления.
Масштабная светомодулировка общественных и других пешеходных пространств должна ориентироваться на дистанционный масштаб зрения: чем выше иерархический уровень пространства. тем более вероятны групповые контакты людей и массовые процессы, для которых освещением должны быть созданы соответствующие условия видения (си. рис. 41.42).
Светомодулировка пространств пешеходного движения может быть подчинена задаче психологического облегчения пути за счет сокращения расстояний, поэтому здесь возможны все способы оптической трансформации глубины пространства — изменением уровней его светонасыщенности и регулированием яркости и цветности освещения поверхности земли и фасадов разноудаленных объектов.
В пространствах отдыха главная задача освещения — выявление положительного потенциала конкретного места и создание необходимых эмоциональных качеств освещением. Поскольку отдых связан, главным образом, с потреблением эстетической информации, организующим началом светового решения служит декоративное освещение зелени, малых форм, элементов ландшафта и благоустройства. Размеры создаваемых светопространств отдыха относительно наименьшие — они не предусматривают активных массовых процессов, а ориентируются на возможности узнавания человека в лицо на небольшом, более предпочтительном для данной ситуации расстоянии.
На основе дистанционного масштаба зрения (си. рис. 42) в теоретической модели разработана масштабная шкала светопространств, учитывающая их тип, категорию и общеупотребительные планировочные модули. Вместе с расстояниями по горизонтали, прочитываемыми пешеходом по освещенному «планшету» и освещенным, узнаваемым объектам среды, важную роль в формировании масштаба светопространства играют вертикальные размеры элементов световой композиции, при которых создается ощущение различной степени его замкнутости. Освещая объекты на всю высоту или частично, а территорию ансамбля но всей площади или фрагментарно с той или иной равномерностью, и применяя при этом различные но высоте опоры фонарей, светильники ограниченного или неограниченного светораспределения, свет разной интенсивности и цветности, можно зрительно в широком диапазоне трансформировать масштабные и другие визуальные характеристики световой среды с целью достижения нужного эффекта.
Итак, основными средствами светомодулировки пространств являются уровень, равномерность и цветность освещения, определяемые особенностями применяемых систем освещения и архитектурно-планировочной композиции.
Формирование системы световых ансамблей и доминант разного иерархического уровня осуществляется на разных стадиях проектирования. Во-первых, должны быть созданы ясно выраженные гармоничные соотношения, связи между разнотипными однопорядковыми структурными элементами, что приведет к образованию светового ансамбля определенного иерархического уровня — от столичного (агломерационного) до местного или, далее, до микроуровня, например, площадки отдыха в жилом дворе. Во-вторых, соподчинение таких разнопорядковых световых ансамблей создаст композиционно-урбанистическую систему, зрительно отражающую функциональную и архитектурно-пространственную структуру города, его зон и районов. Так, средствами освещения наиболее органично реализуется в ночном городе переход от его макромасштаба к человеческому микромасштабу среды для конкретного пешехода.
Каждый световой ансамбль подразумевает наличие доминанты, которой соподчиняются другие его элементы. Категория, масштаб и значимость этой доминанты определяются ее культурно-исторической ценностью и условиями ее видения в светопанорамах города и его ансамблей. Днем увеличенные но отношению к окружающей застройке габариты любого объекта вне зависимости от его архитектурных и функциональных качеств автоматически превращают его в доминанту застройки, в ряде ситуаций нежелательную но стилевым или композиционным соображениям. Возможности создания архитектурно необходимых в вечернем городе световых доминант имеют принципиальное и выигрышное отличие по сравнению с дневным временем. Во-первых, вечером доминантами становятся не все видимые днем крупногабаритные, а лишь освещаемые с необходимой интенсивностью и на всю высоту или по всей площади фасадов объекты, которые можно назвать реальными доминантами (рис. 3.11). Это позволяет оставить в темноте не заслуживающие внимания и, прежде всего, уродующие силуэт города или его панораму высокие или протяженные объекты (дымовые трубы, брускообразные высотные здания, длинные корпуса производственных сооружений и т.п.), освещая лишь сооружения, имеющие привлекательные очертания и расположенные в необходимых по соображениям светоурбанистической композиции местах.
Во-вторых, в городе светом, современными техническими средствами — «кинжальными» пучками света мощных прожекторов или лазерными лучами (рис. 3.12,3.13). могут быть созданы композиционно необходимые, но физически отсутствующие «виртуальные» доминанты. Доминантный свет зенитных прожекторов над затемненными городами, как уже упоминалось, известен у нас со времен Великой Отечественной войны. Современные прожекторы с мощными разрядными и дуговыми источниками хорошо различимого на фоне ночного неба голубовато-белого или цветного света, установленные в определенных точках города, превращают их в характерные ориентиры и фокусные места вечерних светопанорам (пристани для « Bateaux-mouches» на Сене в Париже, крупные рынки, спортивные и торгово-общественные комплексы в Москве, Новом Орлеане и Гонконге (рис. 3.14), небоскребы в Стамбуле и Тель-Авиве (рис. 3.15) и т.п.).
Аналогичные вращающиеся прожекторы на вершине Эйфелевой башни в Париже (эпизодически с 1889 по наши дни), на телебашне в Восточном Берлине в 1970-е годы, трехцветные (бело-сине—красные) лучи над конференц-залом мэрии (бывший СЭВ) на Новом Арбате в Москве (см. рис. 2.50) или временные лазеры на Останкинской телебашне (1996), на мемориальных сооружениях в центре Вашингтона (1980) и на Эмпайр-стейт-билдииг (1981) в Нью-Йорке (рис. 3.16). на многих других достопримечательных обьеістах усиливают доминантную роль в городе. В ряде нереализованных проектов («световая корона» статуи Свободы, задуманная ее автором скульптором Ф.О. Бертольди, освещение небоскреба «Бесконечная башня» в районе Дефанса по неосуществленному конкурсному проекту Ж. Нувеля и Я. Керсале, один из нереализованных конкурсных проектов «восстановления» храма Христа Спасителя в виде нарисованного в воздухе лазерными лучами виртуального объема и т.п.) также предполагалось использование выразительного потенциала систем искусственного освещения для повышения эффекта доминантности этих сооружений. Наконец, последняя, самая крупномасштабная реализация идеи виртуальных доминант — две световые «башни» (The Toicersof Light) на месте разрушенных террористами в сентябре 2001 года близнецов-небоскребов Международного торгового центра в Нью-Йорке — просуществовала в 2002 году лишь месяц, но произвела на жителей города и очевидцев неизгладимое впечатление (рис. 3.17,3.18).
В проектной практике реализация теоретической модели светопространственной структуры городской среды может служить основой разработки нового раздела «световой урбанизм» (более привычно — «архитектурное освещение») в составе любого планировочного проекта — от генплана города до плана застройки или плана комплексного благоустройства участка городской территории. Подобные разработки имели у нас пока автономный характер, т.к. осуществлялись на основе существующих или уже запроектированных объемнопланировочных решений и поэтому не имели целью и не могли внести в последние, для достижения максимального эффекта, существенных корректив. Так, для Москвы нами разработан ряд концептуальных светопланировочных проектов разного масштаба (световые ансамбли Тверской улицы, Олимпийской деревни-98, Лужников), в которых реально решались лишь задачи архитектурного освещения фасадов застройки, т.е. только часть комплекса задач по созданию благоприятной вечерней среды города. В других проектах, наоборот, автономно, без разработки систем архитектурного и светоинформационного освещения формулируются и реализуются светопространственные задачи среды в пешеходных зонах в системе задач комплексного благоустройства жилых территорий (ЭЖР «Куркино»).
Вышеизложенные принципы более эффективно решаются при комплексной разработке светоцветовых и материально-пространственных параметров архитектурной среды, предопределяющей их органичную взаимосвязь. Процесс создания световой среды подразумевает не только выявление сложившихся особенностей городской структуры, но и активное взаимодействие ее материальной и световой составляющих, придающее ей новые визуальные и функциональные качества. Бессмысленно освещать уродливую архитектуру или неблагоустроенный пейзаж (хотя технически есть полная возможность представить их декоративно привлекательными) нужно привести их в надлежащий вид по сценарию, предусматривающему, в том числе, и выразительное световое решение.
Иными словами, проектирование и реализация осветительных установок любой группы связана в большинстве случаев с формированием художественно-полноценной материально-пространственной структуры среды с «конструированием» выразительной объемно-пластической формы - с благоустройством и озеленением территорий, с размещением малых форм и элементов визуальной информации.
В современной архитектуре системы встроенного и локального освещения должны и нередко влияют на решение пластической и цветовой структуры фасадов, требования эффективности освещения транспортных и пешеходных зон приводят к применению «осветленных» дорожных покрытий, к использованию «инкорпорированных» в них и в элементы ограждений проезжей части и тротуаров светильников и т.п., а многие осветительные установки выполняют роль малых форм в городской среде (фонари, светящие скульптурные формы).
Поэтому, если принять за аксиому тезис о том, что искусственная световая среда должна стать в жизни города равноправной в своей роли и в своих качествах дневной среде, при создании ее материально-пространственной структуры не могут не учитываться необходимость, возможности и специфика ее искусственного освещения и зрительного восприятия. В первую очередь, это должно отразиться на философии и методологии архитектурного и дизайнерского творчества и, конкретно, на архитектуре новых, светонесуших (светообеспеченных органично встроенным светом) зданий и сооружений. Необходим принципиальный переход от их «подсветки» или «светового оформления» к «световой архитектуре» — безошибочному и качественному показателю ее современности: свет — вечный материал, но он всегда современен в архитектуре [ 18J и всегда делает архитектуру современной. Кроме того, комплексное создание среды в будущем подразумевает разработку не только материально-пространственных и свето-цветовых, но и других параметров (звуковых, температурно-влажностных, аэродинамических, запаха и г.п., с чем еще в середине XX века экспериментировали Б. Фуллер. Н. Шеффер и позже — Ж.-М. Жарр) [36], функционирующих по заданным программам или автоматически реагирующих на изменение внешних, природных, социальных, фоновых условий и синестезически воздействующих на органы чувств человека. Это усилит общий эмоциональный эффект при сравнительно невысокой интенсивности каждого из параметров в отдельности. Такие примеры за рубежом уже появились и активно обсуждаются в профессиональной прессе, в частности, в рамках термина «медиаархитсктура».
В ряде работ, имеющих прогностический характер — в концепциях световых ансамблей Садового и Бульварного колец в Москве, центральных проспектов и площадей в Астане, — сделаны шаги в этом направлении и предложен комплекс мероприятий по реконструкции систем функционального освещения вместе с преобразованием материальных элементов среды — мощения и озеленения. фасадов зданий и городской «мебели», малых форм и парковых скульптур, произведений монументального искусства и систем визуальной информации.
Подобный комплексный характер имеют и светоурбанистические работы французских дизайнеров Р. Нарбони, Ж. Берна, А. Гийо, Л. Фашар и других, выполняющих автономные проекты освещения или, все чаще — вместе с градостроителями, — проекты освещения как раздела реконструктивно-планировочных проектов
Практическое использование теоретической модели возможно как в проектировании, так и в аналитических исследованиях. Она обеспечивает системный подход в изучении и решении задач формирования световой среды и комплексность рассмотрения выдвинутых концепций светокомпозиционных параметров, отражающих современный уровень научных зданий в этой области. В частности, с применением модели может быть преодолена общепринятая методика раздельного проектирования, регламентации и расчета систем функционального, архитектурного и светоинформационного освещений, реально сосуществующих в едином пространственном ансамбле. Эта модель не привязана жестко к какой-либо определенной градостроительной схеме и допускает возможность се широкой модификации в зависимости от конкретной ситуации — от величины города или его фрагмента, от планировочной структуры и характера застройки, от имеющихся технических и финансовых возможностей, что характеризует ее универсальность и гибкость и предоставляет необходимую творческую свободу в проектной деятельности. Отличительными чертами светопространственной структуры, разработанной на основе модели, являются определенные ассоциации с естественным освещением: светомасштабные модуляции в создаваемой среде в принципе аналогичны природным — большие по размерам светопространства светлее меньших в иерархии однотипных пространств, площади светлее, «солнечнее» улиц той же категории, улицы светлее парковых аллей (в природе в поле днем больше света, чем на поляне, поляна светлее просеки, которая, в свою очередь, светлее тропинки в лесу), что должно вызывать естественные, положительные ассоциации при восприятии. Главные по своей градостроительной роли пространства и комплексы решаются в светокомпозиционном отношении богаче второстепенных, чем подчеркивается их социальная ценность. В то же время специфика вечернего облика и зрительной адаптации сохраняется — восприятие световых ансамблей и освещенных объектов на фоне темного неба и окружения будет сопровождаться особыми, свойственными лишь искусственному освещению эмоционально-пространственными впечатлениями.
Светокомпозиционные характеристики пространств, усложняющиеся в соответствии со структурно-иерархической системой от второстепенных к главным, от малых к большим, создают динамическую непрерывность и зрительную ориентированность городского пространства. «Вектор движения» существует в каждой структурной единице, в каждом световом ансамбле и в городе в целом от периферии к центру, от полусветлых зон отдыха к светонасыщенным общественным зонам за счет эффекта адаптации и интуитивного желания человека идти на свет. В результате создаваемая светопространственная структура в определенной степени организует и оптимизирует движение и функциональные процессы в ночном городе, особенно в пешеходных зонах. Тем самым, почти исчезнувший с массовым вторжением транспорта в городскую среду и крайне необходимый приоритет в ее благоустройстве в области освещения вечером отдается пешеходу.
Таким образом, концепция формирования искусственной световой среды города — это теоретическая и методологическая основа современного, целостного и эффективного решения функционально-художественного освещения как раздела комплексного благоустройства городских территорий и ансамблей любого назначения и масштаба, на любой стадии проектирования. Суть ее заключается в принципиально новом отношении к вечерней среде и архитектуре города, их качеству, средствам и методам создания. Согласно концепции. искусственная световая среда — это вторая зрительная «ипостась» архитектурной среды города, второе образное се состояние, сопоставимое по значимости и альтернативное по впечатлению дневной. Приоритет в создании световой среды на данном этапе развития должен отдаваться пешеходу, чего нет в действительности. Она должна обладать современным уровнем визуального комфорта, экологии и эстетики, что обеспечит благоприятный психологический климат в городских пространствах и сделает ее более гуманной, экологически и социально эффективной. Эти качества достигаются в процессе творческой деятельности, рассматриваемой как новая ветвь профессии зодчего или дизайнера, и основанной на использовании традиционного арсенала теоретических и практических средств и методов организации архитектурно-градостроительной формы и богатого специфического потенциала выразительности рукотворного и управляемого искусственного света при постоянно растущих технических возможностях в этой области.