Проектирование подсветки в городах
Новизна проблемы «светового урбанизма» для градостроительного, архитектурного и дизайнерского проектирования сказывается в недостатке опыта и отсутствии апробированной методологии выполнения этого специфического раздела проектов, в том числе, в неразвитости системы проектной документации на разных стадиях разработки проектов планировки и застройки, строительства и реконструкции объектов любого масштаба. Большинство существующих методов и компьютерных программ в этой области предназначено, в основном, для совершенствования светотехнических расчетов, а в проектах освещения отдельных объектов — для визуализации предварительно принятых схем расстановки осветительных приборов с заданными параметрами на двухмерном или трехмерном цветном изображении проектируемого и освещаемого объекта. Однако эти программы в творческом отношении и в плане достоверности изображения пока еще несовершенны для ансамблевых (средовых) объектов и не приспособлены для решения светоурбанистических (светопланировочных) задач. Поэтому актуальной остается задача совершенствования методологии комплексного проектирования искусственной световой среды, включая состав и графическое представление проектного материала как нового раздела, интегрированного в общий процесс архитектурно-градостроительной и дизайнерской деятельности по созданию визуально комфортной среды обитания и эстетически полноценного образного мира города.
Исходя из градостроительных целей формирования искусственной световой среды, можно выделить три группы взаимосвязанных и наиболее значимых, отличающихся по жанру и стадиям проектной разработки задач, светопланировочные, светопространственные и образно-художественные. Особую группу образуют традиционно дизайнерские задачи по стилевому решению элементов осветительных установок.
В современной отечественной практике существуют два основных жанра архитектурного проектирования — градостроительное и объемное. Ландшафтное и средовое дизайнерское проектирование лишь относительно недавно выделились в самостоятельные направления и активно осваивают свой профессиональный язык.
Авторская методология проектирования освещения предусматривает аналогичную традиционной структуру: «светоурбанистическим» проектированием называется профессиональное решение проблем взаимодействия искусственного света и города как пространственного организма, «светообъемным» проектированием — решение проблем взаимодействия света и материальной формы (объема, пластики, цвета) архитектурных. ландшафтных и дизайнерских объектов. Тот и другой вид проектов может быть самостоятельной, работой или одним из разделов градостроительного (в первом случае) проекта планировки и застройки города, зоны, района, ансамбля или проекта (во втором случае) строительства, реконструкции, реставрации объемного объекта. Освещение объектов ландшафтной архитектуры. оперирующей планировочными и объемными (деревья, кусты) элементами, и дизайн-проекты фрагментов городской среды в определенной мере сочетают обе эти методологии.
Светоурбаннстическое проектирование может рассматриваться как преимущественно концептуальное, которое, в зависимости от масштаба и специфики решаемых задач, включает принципиальную разработку световых планов, световых ансамблей и панорам, светового силуэта и т.п. Оно, в частности, тесно связано с «классическими» градостроительными проблемами организации и совершенствования городской среды, обособившимися в последние годы в нашей практике в раздел генплана, называемый «комплексное благоустройство территории» с автономным подразделом «архитектурно-художественное освещение».
Светообъемное проектирование по своему характеру более предметно, ибо связано с решением задач образной интерпретации, физически существующих в городском пространстве и реально воспринимаемых зрением (при наличии света) искусственных и природных форм. Творческий поиск художественно-светового образа можно выделить в эскизно-концептуальную стадию светообъемного проектирования, а конкретную светотехническую проработку этого образа — в рабочую стадию проекта.
Каждый последующий масштабно-пространственный уровень светоурбанистического, а за ним и светообъемного проектирования — от светового генплана до освещения конкретного объекта и дизайна элементов систем функционального, архитектурного и светоинформационного освещения, — характеризуется усилением детализации и увеличением количества регламентируемых параметров освещения на нижних (рабочих, предметных) уровнях, в то время как верхние (концептуальные) уровни свегоурбанистического планирования оставляют возможность для значительно большей свободы действий. Как и в традиционном градостроительном проектировании, преемственность светоурбанистической документации должна обеспечиваться путем развития планов нижнего уровня из более верхнего и реализации идей светового урбанизма в светообъемном проектировании, хотя на практике пока преобладает опережающая разработка детальных стадий — «штучное» светообъемное проектирование.
Исторические и методологические основы светового урбанизма
Светоурбанистическое проектирование как новая ветвь профессиональной деятельности начинает формироваться в конце 80-х годов XX столетия на базе ранее выполненных фрагментарных теоретических разработок в этой области и мирового практического опыта городского освещения, ретроспектива которого изложена в Главе 2. Факторы, способствовавшие этому в Европе, в начале 90-х годов прошлого века изложил ведущий французский светодизайнер Р. Нарбони:
- децентрализация власти и передача управления городским хозяйством, в том числе освещением, местным органам;
- развитие европейской интеграции, стимулировавшее соперничество региональных столиц, освещение которых было одним из способов выделиться на фоне других;
- вступление в эру коммуникаций, где возможности искусственного света становятся все более привлекательными для СМИ и общества;
- реализация масштабных градостроительных проектов (например, Ф. Миттераном в Париже), архитектурное качество которых, эффектно подчеркнутое освещением, - свидетельство экономического подъема города;
- эволюция образа жизни города, в котором вечерние часы, особенно в зимний период, играют все более важную роль в сфере отдыха. Горожанин, благодаря хорошему освещению, привыкает к новой городской культуре, к определенному качеству городской жизни, комфорта и визуального удовольствия.
Сегодня французские дизайнеры далее всех продвинулись в этом жанре проектов, выполняемых ими для многих стран мира. У них уже сложилась определенная система проектных документов, отличающихся друг от друга по своим целям и задачам, составу работы и ее методике, масштабу и расчетным срокам реализации.
Наиболее глобальным и концептуальным документом является «Генеральная схема светового благоустройства» (Le schema directeur d'amenagement lumiere —Sdal), которая разрабатывается обычно авторским коллективом как светопланировочный раздел генплана города или как раздел «Генеральной схемы благоустройства и урбанизма» {Leschema directeur d'amenagement et d’urbanisme) городской зоны, квартала, участка. Световая генсхема рассчитана на период осуществления 15-20 лет и обычно сопровождается крупными реконструктивными работами, но общему благоустройству территории, предусмотренными урбанистическим проектом. В ней решаются принципиальные светокомпознционные задачи, связанные, в основном, с типологией освещения городских пространств и территорий — выделение светом главных осей и узловых точек планировочной структуры, значимых ландшафтных элементов — водоемов, зеленых массивов и характерных складок рельефа, а также привилегированных зданий и общественных пространств. С целью создания специфически зрелищного ночного пейзажа и необходимой атмосферы в городской среде на схемах, планах, разрезах и в пояснительной записке программируются основные видовые точки, «ключевые» места и светопанорамы, ритмизуются светом линейные пространства магистралей, прорабатываются масштаб и типология светильников и приемов освещения транспортных и пешеходных пространств, регламентируются уровни и цветность их освещения.
Ж. Берном, И. Трошелем в начале 1990-х годов, реализованы в ряде городов Франции и Бельгии (Париж, Нант, Амьен. Брюссель и др.) (рис. 4.1,4.2).
«Световой план» (Le plan lumiere, по-английски — Masterplan, Master Lighting plan), в отличие от генеральной схемы, основной целью имеет художественное освещение объектов города, центра, квартала или участка — памятников архитектуры, монументального искусства и достопримечательных сооружений. Иерархизированное освещение улиц, площадей и парков, оживленных и тихих зон с использованием регламентируемых световых параметров является второстепенной задачей. Здесь используются более прагматические подходы к методологии реализации проекта, гарантирующие финансовую осуществимость предложений.
Рис. 4.2. Генеральная схема светового благоустройства г. Нанта (Р. Нарбони). 1993 год: Л — въезды в город. Выделение въездов освещением улучшит условия последовательного восприятия города: красные окружности — въезды в агломерацию, красные круги - въезды в город: желтые окружности - въезды в центр города, желтые круги въезды в гиперцентр; Б цветность света. Цветность освещения главных осей: желтые -натриевые лампы «белого света» (7* 2500 К), оранжевые стандартные натриевые лампы высокого давления (Гц 2000 К): В пейзажное освещение. Темно-зеленый цвет освещение парков, садов и озелененных приоритетно-пешеходных дорог для создания ночного пейзажа; Г — освещение достопримечательностей. Объекты художественного освещения классифицированы по их силуэту, определены главные точки и направления восприятия; Д - гиперцентр. Типологический план приоритетного освещения: каштановый цвет освещаемые пространства; темно-оранжевый цвет средневековый город: бежевый город XVII века; желтый — междуречье Луары и Эрдры; красный — освещаемые объекты; Б — классификация кварталов. Цель «персонифицировать» ночной облик разных зон города: оранжевый цвет научно-производственные участки: бледно-зеленый — общественные зоны; голубые кружки - церкви, красные — мэрия и ее учреждения
«Световой план» позволяет сформировать ночной световой силуэт города за 4—6 лет. Он предусматривает коллективное творчество светодизайнеров по освещению отдельных объектов и созданию световых ансамблей под общим руководством автора «светового плана» подобно тому, как работает группа архитекторов при реализации единого проекта застройки градостроительного ансамбля.
Световые планы разработаны, к примеру, для городов Сингапур, Гавр, Лион, Эдинбург, Иерусалим (Л. Клер, А. Гийо, Р. Нарбони, Р. Леол) (рис. 4.3,4.4).
Следующий тин французского проектного документа — La charte Lumiere— аналогичен стадии «проект» или «ТЭО» (технико-экономическое обоснование), существующей в отечественной практике градостроительного проектирования. В нем прорабатываются технические требования к городскому освещению и осветительному оборудованию в масштабе квартала или участка. Документ может содержать эскизный проект генсхемы или результировать существующую схему светового благоустройства с периодизацией и количественной оценкой мероприятий по ее осуществлению техническими службами в зависимости от предусмотренных инвестиций и операций по обновлению существующего освещения. Примером «светового ТЭО», разработанного фирмой Starlux, был проект освещения исторического центра Страсбурга.
«Световая сценография» (La scenographie Lumiere) — это особый тип, или стадия, проекта, по характеру противоположного глобальной световой генсхеме, предусматривающий индивидуализированное авторское решение освещения по утвержденной тематике в масштабе участка или архитектурного ансамбля, что напоминает театрализированную постановку в городской среде. На основе анализа потенциальных возможностей участка задумывается эмоционально «окрашенный» образ ночного пейзажа, где главными «действующими лицами» являются памятники архитектуры, монументы, здания и сооружения, иногда — общественные пространства.
Световая сценография в 90-х годах XX века разработана и реализована, в частности, Я. Керса-ле в порту Сен-Назера и в квартале Евролилля, Р. Нарбони в зеленой зоне города Ниорт и в цитадели де Бруаж в Шарант-Маритиме (рис. 4.5).
В отечественной практике светоурбанистическое проектирование встречалось в различных вариантах с 1960-х годов, однако какого-либо масштабного осуществления идеи, заложенные в выполненных работах, практически не получили. В конце 1960-х годов в Московском архитектурном институте под руководством профессора Н.М. Гусева (В. Колейчук, В. Галкин и др.) по заказу ЦНИИЭП жилища был разработан проект освещения строившегося города Тольятти, предусматривавший определенное зонирование в освещении улиц, площадей и жилых кварталов, архитектурное освещение доминантных административных и производственных зданий, создание прожекторных световых эффектов на въездах в город (рис. 4.6). В начале 1970-х годов Н.М. Гусев возглавил работу коллектива (И.И. Щепетков, К.В. Худяков, А.С. Шанин и др.) над концептуальным проектом освещения исторического центра города Владимира и его архитектурных памятников, в процессе которой были выполнены натурные и лабораторные исследования и светомоделирование по изучению закономерностей построения световой композиции, по дизайну систем освещения старых и современных улиц и площадей, фасадов зданий и зеленых насаждений (см. рис. 3.3).
Для Генплана Москвы 1971 года в «Моспроектс-2» (Б.В. Оськин) был выполнен проект создания выразительной световой среды в столице. В «Ленпроекте» в начале 1970-х годов разрабатывался эскизный проект зрелищного освещения набережных Невы на протяжении 20 км. В последующие годы в разных проектных коллективах эпизодически выполнялись и другие проекты, оказавшиеся утопическими и реально невостребованными в силу социальных условий того времени.
Однако эти работы оставили определенный след в развитии данной области и послужили некоторой базой для концептуальных светоурбанистических проектов Москвы, а также основой нормативно-методических документов по освещению города в 1990-е годы и в первые годы XXI века, выполненных в «Моспроекте-2» и «Моспроекте-3».
В основе этих проектов лежат теоретическая модель светопространственной структуры города и методологические принципы, изложенные в Главе 3. Определенное отражение в них получили все три группы задач — светопланировочные, светопространственные и образно-художественные.
Одним из основных проектно-нормативных требований к генеральному плану города является функциональное зонирование его территории. Вечером зонирование становится светопланировочной задачей, которая может решаться с помощью светоцветового зонирования как трехчастная на разных стадиях проектирования:
- макрозонирование всей территории на генплане города, его зоны или района на основные структуроформирующие системы;
- мезозонирование внутри функциональной зоны или крупной структурно-планировочной единицы (центр города, жилой район) с выделением структуроформирующих систем и основных типов светопространств разного иерархического уровня (в составе проекта планировки или комплексного благоустройства);
- микрозонирование в пределах небольших планировочных образований (микрорайон, квартал, жилая группа) но типам светопространств с акцентом на освещение локальных функциональных участков (на стадии проекта застройки или комплексного благоустройства).
Эти задачи, вытекающие из первого методического принципа теоретической модели, решаются, в основном, группой установок функционального уличного освещения, обеспечивающих регламентированное количество и качество света на дорожных покрытиях.
В результате планировочная структура города и его зон получает четкое визуальное выражение в проекте как световой генплан, в натуре как «пятый световой фасад» — за счет создания воспринимаемых глазом различий в характере освещения — в величине, рисунке, интенсивности и цветности залитых светом территорий, разных по функции и значимости, вечером и ночью, в будни и праздники, в разные сезоны года.
Решение второй, светопростраиственной задачи тесно связано с первой и третьей, при этом освещение в городской среде приобретает трехмерность. Формируется структура световой среды города как система модулированных светом пространств разного масштаба, назначения, иерархического уровня, а также создается система световых ансамблей и доминант. Светомодулировка осуществляется на базе проведенного структурного светоцветового зонирования выбором соответствующих средств и режимов освещения поверхности земли, фасадов и объектов, формирующих архитектурные пространства ансамблей, расчетным обеспечением необходимой светонасыщенности пешеходных пространств. Световые архитектурные ансамбли и доминанты рассчитываются на восприятие их с ближних, средних и дальних дистанций при разной скорости движения как пешехода, так и пассажира на транспорте. В соответствии с этой задачей на разных стадиях проектирования разрабатываются как крупномасштабные эстетические категории градостроительной формы — светопанорамы, силуэтные контуры, глубинные световые перспективы, так и соразмерные человеку фрагменты ближайшего окружения.
В решении задачи светопространственной организации городской среды используются главным образом две группы установок — функционального и архитектурного освещения. Крупные установки световой информации могут в ряде ситуаций иметь вспомогательное значение.
Содержанием образно-художественной задачи освещения является зрительное выявление и творческая интерпретация выразительных черт и характерных признаков архитектурно-градостроительной формы, и создание оригинальных световых образов городских ансамблей и отдельных объектов. Решение этой задачи связано, в основном, со светообъемным проектированием, с освещением фасадных поверхностей конкретных материальных объектов — зданий, сооружений, зелени, фонтанирующей воды, в то время как в процессе светоурбанистического проектирования. в первую очередь крупномасштабного, решаются задачи в определенной мере умозрительные, и результаты его не всегда могут быть восприняты зрением непосредственно, целиком, одномоментно. а постигаются в движении и во времени, складываясь в сознании наблюдателя в определенный образ на основе фрагментарных впечатлений, за исключением отдельных случаев — при рассмотрении светопанорам с видовых точек, на которые они рассчитываются и изображаются на проектной стадии. Так создана видимая с Воробьевых гор светопанорама Москвы, задуманная в 1993 году в первом концептуальном проекте но архитектурному освещению города и усложняющаяся по мере появления в силуэте столицы все новых высотных объектов, транспортных магистралей и развязок, крупных зданий и сооружений.
На стадии разработки светового генплана города. зоны, района светопланировочные задачи могут быть представлены в виде схемы, па которой отражаются различия в рисунке, уровнях и цветности освещения разных зон и участков территории. Схема может сопровождаться таблицей с регламентируемыми светокомпозиционными и технико-экономическими параметрами, в частности, удельной мощностью освещения разных зон и объектов. 11о ней могут быть определены усредненные показатели расхода электроэнергии при прогнозируемых режимах функционирования трех основных групп осветительных установок, рациональное размещение пунктов их питания, ориентировочная номенклатура источников света. районирование стилевых параметров осветительных установок по цветности света, масштабу и дизайну их элементов в разных зонах города и др. Такое прогнозирование имеет целью повышение эффективности проектных решений.