Световая среда. Освещение объектов и пространств.
При формировании вечерней световой среды города функциональный, экологический, художественный и социально-экономический эффекты освещения зависят от качества и взаимодействия различных осветительных установок, сосуществующих и одновременно действующих в городском пространстве, во-первых, между собой, во-вторых, с урбанистической основой среды при «оценочно-потребительском» участии человека. Это качество может быть достигнуто с помощью определенной светокомпозиционной системы и методологии проектирования, разработанных с использованием традиционных средств и принципов гармонизации архитектурно-градостроительной формы, а также широких возможностей ее зрительной трансформации средствами искусственного освещения с учетом специфических особенностей, объективно существующих в вечернем городе.
Для исследования этих особенностей, раскрывающих суть понятия «искусственная световая среда города», а также содержания проектных задач и методологии их решения, можно выделить четыре основные компонента среды, отраженные в условной схеме их взаимодействия (см. рис. 34) архитектурно-градостроительный, функциональный, светотехнический и зрительный.
Два первых — архитектурно-градостроительный и функциональный — представляют константную урбанистическую основу среды, два других — светотехнический и зрительный — изменяющиеся факторы, которые и вносят специфику. отличающую искусственную световую среду от дневной: это — системы искусственного освещения, которые модифицируются во времени гораздо быстрее, чем константная объемно-пространственная структура среды и протекающие в ней функциональные процессы, и обладают, кроме того, характерной кинетикой, светораспределением и спектром и это — присутствие человека. без которого понятие «среда» и ее зрительные оценки в условиях нестабильной (ночной—сумеречной—дневной) адаптации теряют смысл.
Архитектурно-градостроительный компонент является материально-пространственной первоосновой любой свето-цветокомпозиционной системы, сохраняющейся и в ночных условиях. Его специфика обусловлена, во-первых, тем, что в каждом городе эта первооснова имеет свои особенности — структурно-планировочные, историко-культурные, архитектурно-стилевые, ландшафтно-климатические. Во-вторых, тем, что в темное время суток освещаются не все территории, пространства и объекты города как днем, а лишь функционально используемые или композиционно необходимые их фрагменты.
При искусственном освещении эти градостроительные особенности могут получить различную визуальную интерпретацию. Акцент в масштабе города или его центра, планировочной зоны или района может быть сделан, например, на выявлении освещением структуроформирующих систем магистралей, общественных центров и озеленения (по И.М. Смоляру) или на светофункциональном зонировании, на визуализации той или иной системы ориентации в городе — линейно-осевой, основанной на объемных ориентирах, или на особых пространственных впечатлениях (по А.В. Иконникову) [25J, имеющейся в реальной планировочной ситуации или создаваемой светом в вечернем городе. Световую композицию в определенной степени можно увязать с колористической системой (например, по А.В. Ефимову) [22], если она есть или предусматривается, или с морфологией застройки города (си. и. 4.2.). Искусственное освещение, осуществленное с учетом ассоциаций с естественным, может отличать северные города от южных — ведь контрасты, цветность и кинетика дневного света, колорит пейзажа и архитектуры в этих регионах различны. Горы, холмы и акватории могут использоваться как выразительный ландшафтный лейтмотив или объединяющий фон в формировании световых ансамблей и светопанорам. «Возраст» города в целом или контраст его исторического центра и современных окраин, насыщенность достопримечательными объектами или его функциональная «специализация» (столица, порт, курорт, город науки) в той или иной мере могут образно отражаться выбором соответствующих светокомпозиционных приемов и светотехнических средств, получая свое, характерное зрительное «звучание». В любом случае в основе общего концептуального светоурбаничтического решения, которое необходимо в любом стратегическом планировании, должна быть определенная система взаимосвязанных задач, принципов и критериев и определенный системный подход к их решению, воплощенный в методике проектирования.
Как показал проведенный анализ мирового опыта в этой области, в реальных условиях господствуют спонтанно сложившиеся светокомпозиционные системы, в той или иной мере пассивно, фрагментарно или эклектично отражающие особенности планировочной структуры, наличие доминант и сложившихся архитектурных ансамблей, достопримечательных ландшафтных элементов. Н.М. Гусев и В.Г. Макаревич в начале 70-х годов XX века сформулировали четыре направления использования художественного света в градостроительстве: выявление освещением планировочной структуры города (Вена); решение средствами света пространственной структуры главных архитектурных ансамблей (Париж); применение света в качестве гида, выявляющего и объединяющего архитектурные памятники на фоне визуально неорганизованного окружения (Рим); акцентирование светом общественно-политического и (или) делового центра города в контрасте с темными окраинами (Вашингтон)
Иные градостроительные классификации по существующему состоянию городской среды в городах и проектные предложения в этой области появились позже (см. п. 4.1).
В данном учебном пособии сложная архитектурно-градостроительная форма в методических целях подразделяется на основные категории — пространство, объем, пластика, цвет — для детального анализа особенностей их взаимодействия с искусственным освещением (см. рис. 34).
Функциональный компонент отражает константное содержание среды, практически не изменяющееся при переходе от дня к ночи, и обозначает в этой системе различное назначение участков и объектов городской среды. Его специфика характеризуется фактом дискретного, дифференцированного по количественным и качественным параметрам освещения используемых вечером городских территорий, пространств и объектов, рассчитанного на зрительное восприятие людей, находящихся непосредственно в городской среде, т.е. пешеходов, и в закрытых микропространствах транспортных средств (водителей и пассажиров). Интересы людей, наблюдающих ночной город из интерьеров зданий, учитываются пока в минимальной степени.
Люди в транспорте и пешеходы перемещаются в пространстве города с разной скоростью, имеют разные условия зрительной адаптации, разный контакт с окружением, разные поведенческие намерения, возможности и действия. Исходя из этого создаваемые светопространства подразделяются на два основных вида — транспортные и пешеходные.
В транспортных светопространствах, имеющих четкие функции и очертания, главной задачей является обеспечение необходимой видимости для водителей на проезжей части улиц, дорог, набережных и площадей, транспортных перекрестков и развязок при расчетной скорости и интенсивности движения транспорта. К транспортным пространствам относятся и открытые автостоянки со своим режимом освещения. Эта задача решается созданием системы утилитарных светопространств с помощью установок функционального уличного освещения. Требования к ним наиболее хорошо изучены, а параметры регламентируются национальными и международными нормами, стандартами и рекомендациями, в России — на основе иерархической классификации магистралей, улиц и площадей по СНиП (категории А— Б—В, соответственно, городского, районного и местного значений). Сопутствующие задачи освещения в транспортных зонах —улучшение ориентации в пространстве и эстетика окружающего ночного пейзажа (для водителей и пассажиров) — решаются пока косвенно, в основном, установками архитектурного освещения и световой информации.
Пешеходные светопространства с более сложной структурой функций и объемно-планировочных решений имеет смысл рассматривать более подробно для того, чтобы вернуть фактически утраченный в вечернее время приоритет в обустройстве городской среды в ее качественной содержательности пешеходу, сфокусировать проблемы освещения в обитаемых и в массовом количестве используемых человеком зонах городского пространства, чтобы, по меньшей мере, уравнять в правах, в уделяемом внимании и ресурсах освещение для нужд транспорта и для нужд пешеходов, чего практически нет в действительности. Для реализации идей экологического, «гуманистического» освещения предусматривается вторичное, внутривидовое разделение всех городских пешеходных пространств на три типа — общения, движения и отдыха. За главные признаки этой классификации приняты их функциональное назначение, характер зрительного восприятия и поведения людей, непосредственно пребывающих в этих пространствах. Похожую систему использовал в 70-х годах прошлого века швейцарский архитектор Ф. Хайгл при разработке своей методики пространственного формирования городских объектов в дневное время при помощи цвета.
Светопространства общения — наиболее важные в смысловом и композиционном отношениях освещаемые пешеходные участки города в структуре его общественных центров и предприятий обслуживания разного иерархического ранга. По характеру поведения людей, посещающих эти объекты с определенными практическими целями, светопространства общения занимают узловое положение между линейными, динамичными светопространствами движения и дискретными, статичными светопространствами отдыха. Это среда, в которой осуществляются индивидуальные и групповые контакты, т.е. наиболее эффективное социальное общение, и которой свойствен внутренний динамизм функциональных процессов и смысловая значительность, как правило, отражающиеся в архитектурных формах. Она имеет определенную локализацию в городском пространстве и развитые композиционные связи с окружением. Важное значение в этой среде придается содержательности и форме визуальной информации, и эстетике формирующих се элементов. В ней зрительно важна трехмерность архитектурно-пространственной формы, которая в темное время достигается освещением, выявляющим пластическую, фактурную и цветовую обработку как горизонтальных (поверхность земли, «планшет», по В.Т. Шимко), так и вертикальных («ограничения» - фасады зданий, сооружений, зеленые насаждения) поверхностей.
Светопространства движения — это освещаемые пешеходные пути, часть системы городских коммуникаций, играющих основную роль в жизни города, в восприятии его в пространстве и времени, в формировании целостного образа. Как и транспортные светопространства, они имеют линейный, технологичный характер, но человеческий масштаб, и являются частью городского пространственно-планировочного «каркаса». В большинстве случаев они сосуществуют параллельно с транспортными светопространствами в виде тротуаров на улицах и площадях, поэтому их световая и визуальная «автономизация» и «персонификация» имеют большое значение для гуманизации среды «человека в городе». Для находящихся в их пределах пешеходов весьма существенна видимость на определенных расстояниях, оценка этих расстояний в глубину, особенно в «приземном», «обитаемом» слое пространства, а также по ходу движения, общая ориентация в пространстве и связанное с ними чувство безопасности. Здесь более широко, чем в других типах пространства, применяется «неархитектурная» визуальная информация в виде световых указателей, табло, знаков, символов.
Социальное и функциональное назначение светопространств отдыха (освещаемых локальных участков в рекреационных зонах, на озелененных территориях, в жилых дворах) — создание в их пределах зрительных условий, обеспечивающих свободное, преимущественно индивидуальное, общение между людьми и непосредственные контакты с природой. Необходимые для отдыха визуальная изолированность от окружения и благоприятная психологическая атмосфера мо-17т быть созданы вечером оптически — решением освещения с камерным масштабом дискретных светопространств и декоративной живописностью статичной по характеру ландшафтно-световой композиции. Чтобы нейтрализовать инстинктивное чувство боязни окружающей темноты, необходимо предусматривать визуальную связь соседних светопространств отдыха или осуществлять их «перетекание» в светопространства общения и (или) движения.
Эти три типа светопространств, в реальных ситуациях с условными визуальными границами, являются в излагаемой здесь концепции светового дизайна городской среды основными структурными элементами сложного городского светопространства в селитебной зоне.
Светотехнический компонент рассматриваемой среды относится к ее управляемым элементам (см. рис. 3.4). По сравнению с константной урбанистической первоосновой он более мобилен, изменяем во времени, в пространстве и по спектру. Его присутствие в городе определяется существующим и непрерывно растущим уровнем развития энергетики и светотехнической науки, производством электротехнической продукции и общественным спросом на визуальный комфорт.
Специфика искусственной световой среды связана с избирательностью пространств и объектов освещения и особенностями осветительных систем. Она наглядно обнаруживается при сравнении ее с дневной средой. Освещаемые пространства в ночном городе (светопространства) дискретны, тьма (физическое трехмерное пространство) — непрерывна. Днем материальный мир планеты Земля погружен в мир космического (солнечного) света, физическое пространство и светопространство (световое поле) — синонимы, они непрерывны и в зрительном восприятии неразрывны. В ночном городе, особенно в безлунные ночи, господствует космическая тьма, при которой существует явное противоречие между «вижу» и «знаю» («помню»), поэтому все окружение воспринимается драматичнее. Сложная структура искусственно создаваемого электрическими источниками светового поля не имеет аналогов в природе. Оно характеризуется общим низким уровнем освещенности (или светонасыщенности) пространства при наличии в поле зрения того или иного количества источников света разных угловых размеров с различной, в том числе чрезмерной, яркостью, с высокими контрастностью и неоднородностью освещения, с разнообразным направлением световых потоков разной интенсивности и цветности излучения, сложным тенеобразованием и стихийной светодинамикой. Распределение яркостей в поле зрения является решающим фактором визуального восприятия. Небо, почти всегда чуть ли не самый темный элемент видимой среды, занимает нередко большую часть поля зрения, что в итоге и определяет сложные, нестабильные условия адаптации глаза при постоянном визуальном поиске объектов различения. Вместо господствующих днем позитивных силуэтных кадров с отрицательным контрастом (темные объекты на светлом фоне неба) вечером освещением создаются негативные положительные контрасты (светлые объекты на темном фоне). Разноспектральный свет усиливает неоднородность световой среды, а в случаях хроматического излучения источников с плохой цветопередачей. например, широко применяемых натриевых ламп, наоборот, делает ее зрительно гомогенной.
Светоцветовая среда в городе формируется системами осветительных установок, которые методологически можно разделить на две основные группы по принципу глобального распределения световых потоков в городском пространстве: установки освещения территории (т.е. условно горизонтальной поверхности земли) и установки освещения объектов (т.е. условно вертикальных фасадных поверхностей).
Господствующие в любом городе стационарные установки первой группы являются установками общего функционального освещения дорожных покрытий в транспортных и пешеходных зонах. Они должны обеспечивать возможность использования определенных участков городских территорий по их назначению вечером и ночью. Они же, в основном, «наполняют» светом городскую среду в ее нижней, «приземной» зоне, формируя утилитарные светопространства улиц, площадей. парковых аллей, жилых дворов и участвуя одновременно в комплексной оптической организации архитектурных светопространств в городских ансамблях.
Установки второй группы подразделяются на две подгруппы: наружного архитектурного освещения (фасадов зданий, сооружений, деревьев) и световой информации и рекламы. Они служат основными средствами создания образных характеристик среды и формирования архитектурных светопространств, хотя их доля в «наполнении» светом пространственной среды, как правило, вспомогательна.
В каждой группе установок существует определенный набор приемов освещения, которые выступают в роли первичных светокомпозиционных средств, образующих вместе с элементарными светопространствами своеобразную «азбуку» и «словарь» — основу «языка» световой архитектуры.
Установки функционального освещения территории выполняются в виде высокомачтовых, обычных, газонных, парапетных и встроенных систем с осветительными приборами преимущественно прямого света с ограниченным светораспределением (рис. 3.1). Высокомачтовая система освещения с мощными световыми приборами на опорах высотой 20—60 м применяется на крупных транспортных развязках, паркингах, магистралях и площадях и является заметным как днем, так и, особенно, ночью инженерным сооружением в городе, способным выполнять роль световой доминанты. Это обстоятельство пока практически не используется урбанистами как действенный композиционный фактор. Между тем в истории уличного освещения у нее были интереснейшие ранние аналоги.
Обычная система имеет несколько модификаций с установкой осветительных приборов на опорах, подвесах и на стенах (в виде светильников-бра на кронштейнах) на высоте 3—6 м в пешеходных и 8—13 м в транспортных зонах.
Газонные светильники высотой 0,2—1,6 м применяются в общественно-пешеходных и рекреационных зонах. Их разновидностью являются «разметочные» осветительные приборы, встраиваемые в дорожные покрытия на проезжих частях улиц и площадей, на автостоянках, на газонах и в пешеходных зонах. Парапетная система используется на многоуровневых развязках, на путепроводах, транспортных и пешеходных мостах и эстакадах. В последнее время в Москве получают распространение двухсторонние светящие парапеты с рекламой, устанавливаемые по краю тротуара и выполняющие несколько функций — ограждения, световой информации и малой архитектурной формы. Системы светильников, встроенных в элементы благоустройства, малые формы, цоколи зданий и сооружений, предназначенные для местного освещения дорожных покрытий, лестниц, пандусов, цветников, газонов, водоемов, характерны для пешеходных пространств и ландшафтных композиций [46]. Эти системы и их комбинации позволяют формировать разный масштаб элементарных и утилитарных светопространств от простого по структуре микропространства в зоне цветника с невысокими газонными светильниками или детской площадки с удачно поставленным торшером до мезопространства обширной площади с высокомачтовой установкой. Масштаб сложноструктурированного светового макропространства всего города создается комплексом световых микро- и мезопространств.
Стационарные или временные установки наружного архитектурного освещения объектов предназначены для «извлечения» из темноты и образной интерпретации формирующих и заполняющих городскую среду зданий, сооружений, малых форм, зеленых насаждений, элементов ландшафта, для создания световых ансамблей. Эти установки выполняются в виде систем заливающего или локального света, светящихся поверхностей, «световой графики», «световой живописи» или их разнообразных сочетаний (рис. 3.2).
Наиболее традиционным и до недавних пор наиболее широко применявшимся, главным образом на памятниках архитектуры и репрезентативных объектах, был прием заливающего прожекторного освещения фасадов (общего равномерного или общего локализованного), художественный потенциал которого к настоящему времени значительно исчерпан.
Господствующий ныне в мировой, российской и, в частности, московской практике прием локального освещения фасадов и их элементов относительно небольшими приборами, устанавливаемыми на освещаемом объекте, применяется как на исторических, так и на современных зданиях и сооружениях. Он дает характерный пятнистый световой рисунок, в той или иной мере визуально деформирующий архитектурную форму.
Широкое применение стекла и светопропускающих пластмасс в строительстве привело к функционально оправданному и художественно убедительному использованию проходящего через остекление интерьерного света и рождению приема светящихся фасадов, с которыми связаны представления о современной архитектуре как «архитектуре света» [26]. Он нередко превращает дневной позитив в ночной негатив и придаст новые визуальные качества тектоническому, цветовому и пластическому облику сооружения за счет выявления его внутренней структуры и процессов, происходящих в освещенном интерьере и невидимых с улицы днем. Форма, размер и расположение светящихся поверхностей зависят от программирования внутреннего (или межстекольного) освещения, от наличия специальных затеняющих устройств, способных создать на фасаде определенный светоцветовой рисунок.
Прием «световая графика» относится как к системам освещения зданий, так и к световой информации. В первом случае — контурное освещение, применяющееся, в основном, как вид праздничного оформления городов, и современные приемы группировки линейных и точечных светильников, образующих светографический рисунок на фасаде в виде светящих линий, пунктиров, точек. С появлением в последние годы компактных приборов прожекторного типа со специальными оптическими системами, дающими узкие пучки света, стало возможным создание на фасадах светографического рисунка в виде различных одноцветных или полихромных орнаментов. Аналогично воспринимается свет лазерного луча, отражаемый фасадными стенами, на которые он направляется, или «проявляемый» мутной пространственной средой (туман, дым, водяная пыль), в которой с его помощью можно «рисовать» трехмерные светографические композиции, статические или анимационные. Во втором случае — это светоинформационные и светорекламные установки в виде панно, надписей, символов, фирменных логотипов.
Прием «световая живопись» — это прежде всего светоцветовые проекции, которые наиболее эффективно применяются в спектаклях «5оя et Lumiere» («Звук и Свет») и в крупных зрелищных, как правило, разовых шоу, например, фестивалях света. К этому приему можно отнести также игру цветного света на фасадах, облицованных светорассеивающими панелями, за которыми скрыты цветные источники света, или выполненных в виде телеэкранов и светодиодных панно, создающих статические или динамические живописно-световые картины, которые находят все более широкое применение в рекламных и информационных целях с использованием новейших светотехнических изделий. Лазерная техника уже предлагает, пока в масштабе небольших изделий, реализацию трехмерной «лазерной живописи» в твердых прозрачных средах, например, в стекле.
Светоинформационные и светорекламные установки традиционный и множащийся в наших городах элемент визуально-информационных, коммуникационных и коммерческих систем и, в то же время, наиболее мобильный и изменчивый элемент систем городского освещения. В них, как в миниатюре, используется тот же «словарь» светотехнических средств и приемов, что и в установках архитектурного освещения. В эту группу установок могут быть отнесены по своему назначению и освещенные витрины на первых этажах торговых учреждений, хотя композиционно они неразрывно и органично связаны с архитектурой всего фасада.
В дневное время многие установки функционального освещения и световой информации играют в городской среде роль малых светоформ и дизайнерских элементов свето-масштабно-ритмического членения пространств.
В светотехнической науке в последнее время становится все более популярной проблема: «как манипулировать деталями световой среды с точки зрения дизайна так, чтобы оптимизировать такие человеческие реакции как удовольствие, хорошее самочувствие, ощущения комфортности, красоты и т.д.». Задачу не решить, если оперировать «сознанием освещения, но не сознанием восприятия света... Последнее заключает в себя больше, чем количество света и освещенность...» (Л.Р. Рончи).
Зрительный компонент символизирует значимость человеческого фактора в понятии городской среды (см. рис. 34). Практически он является ключевым в данной схеме, поскольку объединяет три другие и связывает их с человеком. Человек предстает, с одной стороны, как переменный, но обязательный, безусловный объект среды, участвующий в формировании ее облика, с другой и одновременно — как субъект, оценивающий ее качества через зрительное восприятие. «Прямое восприятие человеком своего окружения должно быть главным критерием его ценности», — считает К. Линч. Специфика этого восприятия определяется иными, более сложными, чем днем, условиями работы глаза: снижением всех функций зрения в нестабильном, а потому относительно дискомфортном и неэкологичном режиме ночного—сумеречного—дневного зрения при высоких яркостных и цветовых контрастах и, во многих случаях, слепящем действии видимых источников света и светящих элементов, при не всегда сгармонизированном по цветности и динамике разно-спектральном свете. Негативное впечатление от световой среды усиливается в ситуациях с визуальным хаосом, создаваемым разнородными осветительными установками, при возникновении у пешехода, особенно со слабым зрением, непривычных иллюзий, вызывающих предчувствие агрессии и усиливающихся от атавистической боязни темноты или криминогенности современного окружения. Дополнительные психологические нагрузки возникают у пешеходов от затруднений в ориентации в городском пространстве при недостатке световой информации или от повышенной вероятности дорожно-транспортных происшествий. Многие из этих ощущений отсутствуют в дневное время у тех же людей в той же ситуации.
Главное же отличие зрительного восприятия окружающей среды днем и ночью в том, что при искусственном освещении резко сокращается «бассейн видимости» (по З.Н. Яргиной) [49], ибо глаз замечает только фрагментарно, выборочно и в большинстве своем случайно освещенные пространства и объекты, главным образом в «приземном» слое. Радикально изменяются зоны композиционного влияния элементов архитектурной и ландшафтной среды, их взаимосвязи, количество и визуальные качества. Пространство как бы теряет свою физическую непрерывность и «перетекаемость», а видимые границы образующихся дискретных светопространств весьма эфемерны.
Исследований, дающих прямые ответы на вопросы, связанные с вышеуказанными особенностями зрительного восприятия в реальной ночной среде города, сегодня явно недостаточно для точных оценок и прогнозирования параметров освещения пространств и объектов, в особенности параметров художественно-композиционных, и они весьма фрагментарны, поэтому многие выводы и рекомендации в этой области строятся на косвенных данных, полученных аналитически или эмпирически в лабораторных и натурных условиях.
Давно известно, что человек получает 85 % всей смысловой информации об окружающем мире через зрение. На зрительный процесс он расходует 25 % своего общего энергетического бюджета. Освещение является важнейшей частью функционально-биологической среды, а роль искусственного освещения в общем балансе зрительного бодрствования современного человека неуклонно возрастает. Освещение обеспечивает не только зрительный процесс, но и регулирует функционирование многих органов и образ действия человеческого организма. Гармоничное освещение, в том числе его естественная цветность, обеспечивают не только сиюминутное хорошее самочувствие, но также обуславливают зрительное здоровое существование. Это должно стать фундаментальным требованием к освещению в зонах массового пешеходного движения и общения.
Визуальное восприятие окружающего мира складывается из элементарных ощущений, лежащих в основе зрения, — субъективного восприятия света, излучаемого или отражаемого внешними предметами (ощущение яркости, направления, контраста, спектрального состава света), и сложных воспринимаемых признаков окружающей материальной среды — субъективного восприятия самих предметов (их формы, размеров, удаленности, движения и т.д.). Это предложенное психологами условное деление на уровни элементарных ощущений и сложных восприятий предметов помогает определить сигнальную значимость различных элементов световой среды, т.е. те факторы, которые в первую очередь привлекают внимание человека.
В реальных условиях глаз реагирует прежде всего на яркость, на цвет и на их контрасты, без которых зрительная ориентация в пространстве невозможна. Глаз «охотится» за контрастами, выделяет наиболее контрастные участки поля зрения, подчеркивает границы перепада яркостей или изменения цветности. Различение этих границ — это выделение контуров, т.е. переход от элементарных ощущений к восприятию сложных признаков, в частности, к восприятию формы. Вот почему контур, силуэт объектов и застройки считается наиболее важным и информативным элементом градостроительной композиции. Наше поведение, особенно последовательность непроизвольного восприятия окружающей среды, определяется свойством зрения фиксировать яркостные и цветовые контрасты, что может быть использовано при разработке световой композиции для программирования движения пешехода и характера его впечатлений.
Физиологические возможности зрения, влияющие на восприятие, ограничены уровнем функций зрения и условиями световой среды (31—33]. Благоприятные условия видимости и различимости объектов (две стадии зрительного восприятия) зависят, в основном, от трех факторов — их цветовой или эквивалентной яркости (с учетом эффекта Пуркине), контраста между объектами и фоном и угловых размеров объектов. Третий фактор определяется архитектурой и обычно известен, выбор первых двух взаимообусловлен, и критерием здесь может служить требуемая различимость. Численное ее выражение зависит от поставленных художественных задач; эта проблема применительно к архитектурной среде (за исключением транспортных магистралей) совершенно не исследовалась, хотя, очевидно, могут быть обозначены определенные пределы, обусловленные существующими уровнями яркости адаптации в городских пространствах (расчет которой также пока представляет определенную научную проблему), характерными ситуациями взаимодействия среды и «зрителя» и физиологически предпочтительными в этих условиях яркостями объектов. К примеру, выбор яркости освещаемого объекта может определяться остротой глубинного зрения, которая при темповой адаптации возрастает до максимума при яркости объекта около 8 кд/м2, а затем снижается при ее повышении. Значит, нецелесообразно с физиологической и экономической точек зрения допускать высокие средние яркости при освещении объектов: это приводит к росту порога глубины, следовательно, снижению остроты стереоскопического зрения и ощущения глубинности пространства. В этих условиях лучше различаются светлые объекты на темном фоне (положительный контраст), чем обратная комбинация, что и характерно для освещаемой ночной среды. По-видимому, существуют физиологически допустимые пределы как минимального, так и максимального уровней яркости объектов в условиях реальной адаптации, когда по-разному работает аппарат зрения: в наиболее освещенных пространствах города, в пределах определенных зрительных кадров, где средняя яркость адаптации, по ориентировочным оценкам, больше 10 кд/м2, функционирует дневное (фотопическое) зрение с хорошим цветоразличением, в большей части «обитаемого» городского пространства с уровнем яркости адаптации от 0,01 до 10 кд/м2 — сумеречное (мезопическое) зрение со сдвигом спектральной чувствительности в коротковолновую область видимого спектра, а в неосвещаемых пространствах (яркость адаптации менее 0,01 кд/м*) — ночное (скотопическое) зрение без цветовых ощущений. Особенности яркостной адаптации при существующем в городе разно-спектральном белом и хроматическом освещении усложняются цветовой адаптацией. Реальный режим зрительной работы постоянно движущегося во всех направлениях глаза (саккадические и произвольно—непроизвольные поисковые движения глаз с поворотами головы) в условиях перемещения человека в вечернем городском пространстве гораздо более сложен и пока не изучен наукой.
Определение диапазона яркостей для освещаемых (отраженный свет) и светящихся (с вето проемы и витражи) поверхностей имеет свои закономерности. связанные с таким феноменом зрения как константность восприятия светлоты. Восприятие объектов осуществляется благодаря оценке относительной яркости поверхностей: если соотношение яркостей смежных поверхностей, имеющих четкую границу между ними, будет больше ЗО: 1, яркие поверхности покажутся светящимися, так как они излучают больше света, чем это позволяет, с точки зрения генетической зрительной системы наблюдателя, общая освещенность окружения. Это помогает выбрать расчетные яркости освещенных и светящихся поверхностей, чтобы была заметна качественная разница между отраженным и излучаемым светом.
Учет этих специфических особенностей при разработке световой среды способствует решению творческой «сверхзадачи» — созданию выразительного светового образа вечерней среды города в целом и образов формирующих среду объектов, что также включается в понятие человеческого фактора, участвующего в ее формировании. Использование естественного контраста дня и ночи как основы творческих поисков новых, свойственных лишь искусственной световой среде визуальных качеств основано на том, что «первопричиной эмоционального воздействия, создаваемого искусственным освещением, является наша реакция на природное освещение»