Основы светового дизайна. Искусственное архитектурное освещение
Свет — объективная основа воспринимаемого зрением окружающего мира, в том числе архитектурных ансамблей города и его объектов, необходимая составляющая жизненной среды человека в целом и городской среды в частности. Искусственный свет по своей физической природе подобен естественному, но отличается от последнего по своей структуре, мощности, «удельному весу» в создаваемой среде. Однако для создателей этой среды и ее обитателей он имеет неоценимое преимущество перед естественным, особенно в условиях города, — он полностью рукотворен и управляем. Это позволяет в практических и художественных целях мгновенно осуществлять визуальную презентацию и (или) трансформацию реально существующего, но без света (в темное время суток) зрительно не воспринимаемого пространства, объема, поверхности, цвета в человеческом и градостроительном масштабе. Второе преимущество — практически беспредельные перспективы развития источников искусственного света в русле цивилизационного прогресса науки и технологий, которые приведут к новому качественному состоянию визуального мира в городской среде в ночное время.
До сих пор считалось достаточным рассматривать освещение в городе как дополнительное техническое средство благоустройства, реализуемое на конечной стадии строительства, или как средство декоративного оформления, не связанное с подлинно архитектурными задачами и проектированием. Теперь такая точка зрения уже неприемлема.
Традиционно считается, что световая среда города создается:
- функциональным стационарным освещением транспортных улиц и магистралей, их пересечений и пешеходных участков территории;
- архитектурным освещением фасадов достопримечательных объектов;
- световыми надписями и изображениями, отражающими пространственное распределение визуальной информации и рекламы в городе;
- сезонным или постоянным художественно-декоративным освещением элементов городского ландшафта;
- иллюминационным (эпизодическим) праздничным освещением;
- постоянным или временным освещением специального назначения (стадионов, выставок-ярмарок, сортировочных станций, портов, строек и T.H.).
Соотношение этих видов освещения в каждом городе различно и складывается, в основном, эволюционно, без единого композиционного замысла. Задачей нижеизложенной концепции является структурирование городского освещения с целью повышения его эффективности.
Авторская концепция формирования искусственной световой среды города исходит из целеполагающих задач утилитарно-технологического и психо-эстетического характера, которые должны решаться на разных стадиях проектирования и в процессе реализации комплекса осветительных установок:
- создание комфортных, экологичных зрительных условий для пешеходов и водителей транспорта и, в целом, для жителей города;
- обеспечение архитектурно-художественной выразительности городских ансамблей и объектов для всех людей, чье внимание обращено на вечерний город;
- формирование в конечном итоге благоприятной «психологической атмосферы» в вечернем городе, главным образом — для пешеходов, основных и непосредственных «пользователей» создаваемой световой среды.
- формирование в конечном итоге благоприятной «психологической атмосферы» в вечернем городе, главным образом — для пешеходов, основных и непосредственных «пользователей» создаваемой световой среды.
Концепция предусматривает, что эти общие задачи в конкретных градостроительных условиях трансформируются, приобретая индивидуальную окраску, отражающую особенности ситуации и творческое кредо авторов, архитскторов-светодизайнеров и инженеров-светотехников.
Электрический свет в городской среде
Обобщение накопленного материала показывает генезис и эволюцию искусственного освещения города и его объектов и формирование представлений о нем как о явлении, приведшем к качественно новому понятию — искусственной световой среде, социальная роль и эстетическая ценность которой динамично растут вместе с общецивилизационным прогрессом.
Необходимость освещения городских пространств и объектов в темное время суток, все более удовлетворяемая постоянно увеличивающимися электроэнергетическим и светотехническим производствами, вызвана прежде всего функциональными потребностями. Часы пик с ежегодно интенсифицирующимся транспортным и пешеходным движением в зимнее полугодие приходятся на темное время суток, что требует обеспечения хорошей видимости в пространстве, особенно при плохих погодных условиях. Из всех физических и экологических параметров городской среды совершенно изменяется при переходе от дня к ночи лишь один — световой, т.е. тот, который воспринимается глазом. В масштабе города, ансамбля это изменение нельзя считать даже негативом дневного образа (что можно допустить по отношению к фасадам некоторых зданий): окружающая среда зрительно почти исчезает или, при наличии фонарей на улице и света в окнах зданий, преображается до неузнаваемости. В темноте и при плохом освещении чрезвычайно затрудняется ориентация человека в городском пространстве. Из-за главенствующей роли зрения во взаимоотношениях человека с окружением первой потребностью в ночное время является создание необходимых условий освещения, которое исторически естественно развивалось вместе с формированием города как часть единого целого, от которого ничего нельзя отнять без ослабления всего комплекса. Появившись впервые в ряде городов Европы на постоянной основе в доэлектрическую эпоху еще в XVII веке (см. п. 2.1), освещение имело целью обеспечение безопасности жителей и охраны их имущества от грабителей и, отчасти, служило для украшения некоторых наиболее репрезентативных объектов — дворцов, храмов, монументов, богатых частных владений. Последнее назначение наружного освещения имело эстетический характер, с подчеркнутым вниманием к художественной стороне осветительной арматуры, которая решалась в таких случаях как органическая часть архитектурного, инженерного или скульптурного объекта — площади, здания, моста, ограды, памятника. Это — первый, эмпирический или синестезический этап освоения искусственного света в градостроительстве.
Появление автомобиля в начале электрической эпохи поставило вопрос об обеспечении безопасности транспортного движения в темное время суток, что положило начало длительному этапу утилитарного освещения дорожных покрытий, до сих пор господствующего в большинстве городов мира. Статистика свидетельствует, что оборудование улиц стационарным освещением снижает количество дорожно-транспортных происшествий на 30—40 %, а несчастных случаев со смертельным исходом — на 50 %. Кроме того, общее освещение городских территорий способствует сокращению в 1,5—3 раза уличной преступности и вандализма. Утилитарное освещение имеет целью создание относительно комфортных зрительных условий для водителей и пешеходов в пределах определенных зон и расстояний.
Параллельно, хотя в довоенный период скорее в виде исключения, чем правила, в некоторых городах ряда стран с 20-х годов XX века развивалась ветвь «штучного» архитектурного освещения фасадов достопримечательных объектов, продолжающая художественные традиции первого этапа. В проектах архитекторов — экспрессионистов, функционалистов и конструктивистов — эта ветвь, почти не получившая, к сожалению, широкого реального воплощения, была выражена весьма определенно и образно. Еще более полно она выразилась в эпизодических временных установках архитектурного освещения международных выставок-ярмарок. Графическая «подача» архитектурных проектов — светлое остекление с темными переплетами и стенами, иногда на фоне черного неба — вызывало впечатление яркого электрического света, бьющего из интерьеров и создающего образ современного здания.
В последние десятилетия в связи с непрерывным ростом технико-экономических возможностей, социального благосостояния и связанным с ними изменением творческого мировоззрения архитекторов и дизайнеров в области света созданы условия для перехода к четвертому этапу, предпосылки которого зафиксированы еще в рамках этапа архитектурного освещения — к комплексному формированию световой среды города и световой архитектуры объектов, синтезирующему на новом качественном уровне результаты предыдущих этапов развития городского освещения.
Таким образом, функции наружного освещения не ограничиваются утилитарными задачами: оно должно быть также экологически и эстетически полноценным, способствовать формированию в городе благоприятной психологической атмосферы. По существу, речь идет о создании, но законам целесообразности, гармонии и красоты особого типа организации архитектурной среды в темное время суток, обладающей зрительно экологическим комфортом и ярко выраженной визуально-художественной спецификой. Последняя проявляется в том, что, в отличие от дневного времени, воспринимаемые параметры этой среды проектируются и управляются человеком через искусственное освещение и оцениваются им через зрение и зрительное поведение в нестабильных условиях низких уровней адаптации. Свет здесь — не только необходимое условие визуального восприятия, он — одно из основных формообразующих средств, участвующих в создании утилитарных ценностей и эффективно продуцирующих, при относительно малых затратах, ценности эстетические. «Красота имеет способ бытия света», — еще в древности сформулировал Платон. «Свет рождает форму, форма рождает чувство» — метафорически и более современно сказал Ле Корбюзье. Способность света выявлять и в широких пределах оптически трансформировать архитектурную форму, обеспечивать быструю модификацию облика воспринимаемой зрением среды в соответствии с ритмами жизни города, с требованиями изменяющейся действительности и содействовать решению функциональных, экологических, эстетических и социальных проблем делает его важным градостроительным фактором и незаменимым архитектурным материалом.
Следовательно, объективно неизбежное повышение роли искусственного света в формировании городской среды связано с практическими потребностями и задачами художественной выразительности архитектуры в вечернее время — в дополнение к дневному. В соответствии с этим функции искусственного света можно условно разделить на утилитарные и эстетические. Первые определяются технологией происходящих в данной среде функциональных процессов, вторые — их психологической направленностью, т.е. восприятием архитектурной среды человеком в условиях его непосредственного участия в этих процессах. Оно подразумевает решение композиционных задач, от которых зависят образные качества и «психологический климат» в вечернем городе.
Утилитарные требования к освещению могут быть достаточно точно определены гигиенистами и психологами, но характеру зрительной работы в конкретном городском пространстве, они доступны расчету и объективному контролю и реализуются путем регламентации и проектного обеспечения светотехнических параметров. Поскольку основные функциональные процессы в городе имеют определенную планировочно-пространственную локализацию, зрительная задача специфична для каждой зоны и каждого типа пространства. Освещение должно способствовать ее эффективному решению, в том числе образному выражению характера архитектурного пространства.
К утилитарным функциям городского освещения, наряду с созданием необходимой видимости для безопасного движения пешеходов и транспорта с определенной скоростью и интенсивностью, можно отнести и более широкое понятие зрительного комфорта, при котором обеспечивается свободная ориентация водителей и пешеходов в городском пространстве, исключаются ослепление, световой дискомфорт и другие нежелательные воздействия осветительных систем при восприятии окружающей среды, в том числе для людей, находящихся в помещениях или в транспорте. Более современным и объемлющим является понятие зрительной или визуальной экологии (видеоэкологии по В.А. Филину) [40], требующей не только гигиенически приемлемых для глаз условий освещения, определяемых, в частности, нормируемыми фотометрическими параметрами, но и исключения или нейтрализации характерной для ночного города гомогенности и (или) агрессивности видимой среды, что тесно связано с ее светокомпозиционными характеристиками. Гомогенные зрительные поля со скудным, однообразным, примитивным светоцветовым рисунком характерны для большинства улиц и дорог в районах массовой и окраинной застройки, промзон и даже зеленых массивов. Зрительная агрессивность вечерней световой среды выражается в хаосе светящих элементов и реклам, нередко цветодинамических к слепящих, характерном ныне для многих магистральных улиц и центральных площадей наших городов.
К экологическим параметрам можно отнести и известное медицинской науке лечебное действие свето—цвета, улучшающее самочувствие человека и используемое в свето- и цветотерапии. В условиях городской среды его возможности пока не исследованы.
Утилитарные функции света, обеспечивающие благоприятные зрительные условия в плане физиологическом, являются первичным и необходимым. но недостаточным качественным уровнем для достижения художественной выразительности городской среды. Тем не менее на практике этот уровень, во многом предопределяющий психологическую реакцию человека на освещение и, в целом, на световую среду, далеко не везде еще достигнут.
Эстетические функции освещения связаны с решением светокомпозиционных задач по обеспечению художественной выразительности и созданию необходимой психологической атмосферы. Результат этого решения зависит не столько от величин фотометрических характеристик, сколько от степени гармонизации свето-цветовых и архитектурно-градостроительных параметров среды по законам искусства, во многом еще не исследованным в дайной области.
Функции, экология и эстетика освещения тесно взаимосвязаны и не могут решаться раздельно без ущерба для конечного результата. Это вытекает из природы зрения, посредством которого главным образом человек и познает окружающий мир, взаимодействует с ним, чутко реагируя не только на световой комфорт в нем, но и на видимую красоту этого мира.
В силу эволюционно-биологических причин в основе привычных зрительных ощущений от окружающей среды лежат ассоциации, выработанные природным освещением. Искусственная световая среда города, близкие аналоги которой в природе отсутствуют, всегда производит своеобразный эффект. Тем не менее некоторые ассоциативные образы дневного освещения, например, его солнечность или пасмурность, мажорность или минорность, могут быть использованы при оценке реальных ситуаций освещения и при разработке проектов, включающих прогностическое моделирование эмоциональной реакции на освещение.
«Сверхзадачей » творческой деятельности зодчего, дизайнера, ландшафтного архитектора по формированию архитектурной среды является создание объектов и ансамблей, обладающих образной выразительностью. Эта среда — объективная основа ее архитектурного образа, складывающегося в человеческом сознании преимущественно на основе зрительной информации от световой среды (рис. 34), которая должна рассматриваться сегодня в диалектическом единстве двух ее составляющих — дневной и вечерней (естественной и искусственной). Под их воздействием в сознании человека формируются дневной и вечерний образы окружающей среды, что коррелирует с современным содержанием термина «световая архитектура ». Каждый из образов имеет свою специфику и обладает определенной самоценностью, причем дневной образ объекта, ансамбля, фрагмента городской среды или города в целом традиционно разумеется во всех проектно-практических и архитектуроведческих оценочно-теоретических работах, в отличие от вечернего, для которого решающее значение имеет искусственный свет — эффективное и управляемое средство совершенствования качества среды при относительной константности архитектурно-градостроительной первоосновы. Системы искусственного освещения и их элементы становятся все более существенной частью материальной структуры зданий, сооружений, ансамблей, поскольку они непосредственно связаны с декором фасадов, с решением дорожных покрытий, с благоустройством городских территорий, с организацией архитектурных пространств в транспортных и пешеходных зонах и функциональных процессов в них в темное время суток.
Для утверждения решающей роли искусственного освещения в оптическом формировании и всевозможных визуальных трансформациях архитектурной формы — пространства, объема, пластики, цвета - в условиях ночного города, в создании и оценке зрительно-световых образов концепцией предусматривается модификация профессиональной терминологии, при которой ключевое слово «свет» предшествует основным традиционным понятиям. Так, появились термины «светопространство», «светоформа», «светопластика», «светокомпозиционные приемы», «светоцветовое зонирование», «светопланировочная структура», «масштабная светомодулировка» и т.п. Многие из них могут рассматриваться как временные, конъюнктурные, действующие до поры, пока в мировоззрении, в творческом методе архитектора, дизайнера искусственный свет не станет полноправным, «рабочим» материалом в создании архитектурных образов, а световая среда — объектом профессионального проектирования.