Формирование городских ландшафтно-световых ансамблей
Первые отечественные реализации художественного освещения архитектуры мостов (в отличие от ранее общепринятого утилитарного освещения их дорожного полотна или иллюминационного праздничного оформления гирляндами лампочек), их пролетных и опорных строений, конструктивных и пластических деталей с учетом восприятия с набережных и с воды были выполнены в центре Москвы в 1994 году на Большом Каменном, Москворецком, Устьинском и Краснохолмском, а также Бородинском. Новоарбатском (Калининском) и Смоленском (метро) мостах. Несмотря на использование имевшихся в те годы металлогалогенных (белый свет) и натриевых (желтый свет) ламп, эти реализации из-за недостаточных технических возможностей монтажа и обслуживания осветительных установок имеют ряд светокомпозиционных недостатков. Более поздние проекты освещения Крымского и пешеходного Андреевского мостов с использованием цветного динамического света могут соперничать с лучшими мировыми образцами в этом жанре (рис. 533—535).
Еще более органично и эффектно взаимодействие света и воды в архитектуре и аквапластике фонтанов, водопадов, водоемов. Грандиозно-живописное впечатление производит цветная подсветка Ниагарского водопада, впервые осуществленная еще в 1906 году. Все другие водопады и фонтаны. В том числе свето-цвето-динамические, как знаменитый гигантский «поющий фонтан» в обрамлении целого каскада других фонтанов на центральной эспланаде ансамбля Всемирной выставки 1929 года в Барселоне, очевидно, являются разнообразными вариациями этого неповторимого природного и рукотворного зрелищного феномена (рис. 5.36).
Обусловленная неразделимость задач функционального и художественного освещения как в архитектурном, так и в ландшафтном ансамбле естественно приводит к тому, что задачи освещения ландшафта хотя бы в минимальном объеме, фрагментарно должны решаться в проектах освещения архитектурных ансамблей и объектов, имеющих определенную территорию. В московской практике это, в первую очередь, монастыри и храмы, где предусматривалось освещение территории для крестного хода, а также в бытовых и охранных целях в контексте трехмерного освещаемого окружения. От первых элементарных решений (установка торшеров) на ряде последующих объектов осуществлялся переход к усложнению смысловой композиции и приемов освещения ландшафтных элементов. Староверческая церковь Николы в Студенце с белыми фасадами, окруженная разросшимися деревьями, практически не просматривается с Таганской и соседних улиц. В проекте ее освещения внимание сосредоточено не столько на храме (хотя это памятник архитектуры XVII века), сколько на месте, где он стоит. Свет должен исходить от места, символизируя его святость. Поэтому для усиления эффекта цветным (синим и зеленым) светом высвечиваются кроны деревьев, а нейтральнобелым — сам храм. Аналогичные приемы использованы при освещении Сретенского монастыря, на территории которого сохранились группы высоких деревьев, а также в усадебных ансамблях с садами или озелененными курдонерами. Взрослые деревья на территориях музеев А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и Дома ученых на Пречистенке, особняка А.А. Морозова (Дом дружбы) на Воздвиженке, ГМИН им. А.С. Пушкина на Волхонке, парадного двора Странноприимного дома графа Н.П. Шереметева (института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) на Большой Сухаревской площади «персонально» подсвечены холодно-белым светом, что создает живописные композиции и привлекает к ним не меньшее внимание, чем к освещенным зданиям (рис. 5.37).
Первым в нашей практике примером декоративного цветного освещения зеленых насаждений был реализованный проект осветительной установки пешеходной аллеи в Нескучном саду', благоустроенной в процессе возведения пешеходного Андреевского моста с протяженным парковым пандусом. По обе стороны аллеи были установлены торшеры с ртутными лампами для освещения пешеходного пространства и с прожекторами с зелеными металлогалогенными лампами для подсветки крон деревьев. Теперь тополя и лиственницы круглый год имеют вечером сочный зеленый цвет, который зимой на безлиственных, иногда заснеженных ветвях и стволах производит интересный эффект (рис. 538).
Эти проекты и реализации носят пока фрагментарный и эпизодический характер, поскольку' художественное освещение городского ландшафта как самостоятельная задача в теории и массовой практике создания и благоустройства садов, парков, бульваров, скверов, жилых дворов все еще не существует, хотя важная роль свето—цвета и приемы доминирования необходимых видовых качеств городского пейзажа в дневное время традиционно рассматриваются в публикациях специалистов [2, 6,37J. Для темного времени суток предусматриваемое количество и качество искусственного света определяется в России нормами с примитивной классификацией освещаемых пешеходных пространств аллей, дорожек и площадок в зеленых зонах на основе утилитарных требований (см. п. 2.4).
В то же время функциональная и композиционная специфика ландшафтных ансамблей — парков культуры и отдыха, специализированных садов и парков, садов в общественных центрах и при общественных зданиях разного иерархического уровня и функционального назначения, садов и парков в жилой застройке, скверов, бульваров. набережных и т.п. — может быть не только выявлена искусственным освещением, но и образно интерпретирована в широком, специфически пейзажном диапазоне. В отличие от урбанизированной среды, где фоновая застройка искаженно, но все же прочитывается по стихийному рисунку светящихся окон, в садово-парковых ансамблях, особенно в летний период при лиственных кронах деревьев, обычно царит полная темнота, за исключением редких фонарей на аллеях. В этих ситуациях возможна реализация любых приемов композиции, где главную роль может играть освещение земли с газонами и цветниками или освещение кустарниковой и высокой растительности. Световая композиция может в какой-то мере ассоциативно воспроизвести основные черты дневной пейзажно-пространственной композиции. Главными ее чертами являются соотношения объемных растительных элементов на фоне светлого неба и плоскостных элементов, образуемых поверхностью земли и водоемов, что формирует днем открытые или закрытые пейзажи. Безлунной ночью при черном небе любой пейзаж закрыт, и степень его создаваемой освещением раскрытости зависит от соотношения и глубинного расположения дискретных ареалов света в окружающей темноте.
В искусстве традиционной (дневной) ландшафтной архитектуры для художественной ценности пейзажа необходимо доминирование одного пространственного качества — закрытости или открытости в каждом видовом кадре, которое обеспечивается построением нескольких пространственных планов. При этом применяются многие приемы сценической композиции: создаются «рамы», «кулисы», «доминанты», «фон» при тщательном выборе видовых точек. Рекомендуется соблюдать «правило экономии внимания наблюдателя», исключая из поля зрения все лишние элементы, которые могут нарушить или отвлечь внимание от главного. Для получения полного и свежего восприятия картины, кроме правила не дробить впечатления отвлекающими моментами, необходимо учитывать «закон новизны. ...которая... обостряет восприятие и возбуждает эмоции» . В темноте эти приемы и правила решаются более просто и органично, чем днем, благодаря селективиости освещения, которое должно разрабатываться по сценарному методу построения пейзажа и его перспективных раскрытий, если оно рассчитано на восприятие в движении и во времени. При этом могут использоваться, с определенной коррекцией на адаптацию и специфику светоцветовой композиции, все известные закономерности построения архитектурно-светового ансамбля с той или иной иллюзорной трансформацией (при необходимости) его объемно-пространственных и цвето-пластических параметров. Проблема лишь в том, что известных архитектурной науке закономерностей пока значительно меньше, чем неизвестных.
Примером комплексной проектной реализации концептуальных идей является работа «Формирование светового ансамбля Бульварного кольца», выполненная в 2001 году. На основе изучения существующей ситуации в его освещении были зафиксированы следующие особенности:
- элементарный уровень благоустройства и освещения, не отвечающий статусу памятника садово-паркового искусства и современным стандартам зрительного комфорта и эстетики светоцветовой среды. Повсеместное использование натриевых ламп желтого света с плохой цветопередачей и низким уровнем освещенности на пешеходных аллеях девяти бульваров (десятый вовсе не имеет освещения центральной аллеи) противоречит требованиям визуальной экологии и эстетики;
- скудость вариаций функционального использования пешеходных зон бульваров и связанных с ними архитектурных и светоцветовых форм, которая в последнее время сокращается за счет умножения летних сооружений в виде кафе и торговых палаток;
- отсутствие светокомпозиционной системы распределения света, доминирование периферийного уличного утилитарно-транспортного (желтого) освещения, определяющее условия цветовой адаптации глаз пешеходов, водителей и пассажиров автотранспорта;
- неразвитость светоансамблевых решений, случайность выбора освещаемых фасадов зданий на линейных участках бульваров и площадях, композиционно не связанных в единую систему, отсутствие характерной (для дня) многоплановости и художественной образности, необходимой для уникального историко-ландшафтного объекта;
- хаос световых реклам как визуально агрессивных. инородных тел на площадях Бульварного кольца и недостаток, неупорядоченность функционально-световой информации для пешеходов и водителей на всем протяжении бульваров;
- «антидизайн» многих уличных осветительных установок в дневное и вечернее время, т.е. плохие дизайн и состояние уличных светильников и их опор, наличие беспорядочно-многочисленных воздушных линий в виде кабелей и торсад разного сечения и контактных подвесных проводов для троллейбусов и трамваев.
Проектно-концептуальные предложения, ориентирующиеся на комплексное благоустройство с радикальной реконструкцией систем освещения бульваров, предусматривают (рис. 5.39,5.40,4.15):
- качественно новое светоурбанистическое решение, выделяющее полукольцо бульваров в светопланировочной структуре центра Москвы как уникальный историко-ландшафтный элемент «природного каркаса» города, его радиально-кольцевой планировочной системы и развитого общественного центра столицы. Разными приемами, уровнями и цветностью освещения подчеркивается приоритетность главной функции бульваров — пешеходно-рекреационной — с доминированием белых оттенков света и главного визуально-художественного качества — живописности зеленых насаждений, составляющих их содержательную сердцевину, с использованием широкой палитры цветов декоративного освещения;
- четкую масштабно-ритмическую светомодулировку пространств бульваров на линейные озелененные участки и открытые площади между ними как промежуточные транспортно-пешеходные узлы с повышенными уровнями освещенности солнечно-белым светом, связанные радиальными магистралями с площадями центра столицы и Садового кольца в единую светопространственную систему «каркаса» исторического города. Характер освещения линейных участков бульваров и дискретных площадей формируется по принципу контраста по цветности, уровням, приемам и масштабу освещения между ландшафтной и урбанизированной средой;
- светоцветовое зонирование территории и пространства линейных участков бульваров, подчеркивающее их трехчастную структуру с зонами параллельного пешеходного и транспортного движения, с обеспечением общего приоритета в качестве освещения пешеходных участков. На центральных аллеях бульваров создаются световые условия, обеспечивающие, во-первых, хорошую видимость проектируемого живописного декоративно-зеленого окружения, во-вторых, лиц пешеходов, в-третьих, освещаемой фоновой застройки по обеим сторонам бульвара, если она представляет интерес, а бульвар неширок и транспарантен даже в летнее время (Петровский, Рождественский, Сретенский, Яузский). На тротуарах перед фронтом застройки требования к качеству световой среды не менее высокие, чем к освещению проезжей части;
- доминирующую светокомпозиционную роль ландшафтной сердцевины бульваров, которая «насыщается» разнообразными приемами декоративного освещения зелени, малых форм, парковых скульптур, элементов рельефа и благоустройства. и соподчиненную роль их транспортнопешеходной периферии, освещение которой носит более рациональный, фоновый характер;
- образно-символическую интерпретацию светового ансамбля Бульварного кольца в целом как периметральной оборонной границы средневекового Белого города. Открытые периферийные линейные участки бульваров — проезжие зоны и тротуары — освещаются белым светом (современные уличные светильники с желтым светом натриевых ламп должны быть полностью заменены на приборы с источниками белого света — металлогалогенными или индукционными лампами), в архитектурном освещении фасадов периметральной застройки также должен господствовать белый свет. В результате образ древних крепостных белых стен и башен, на месте которых разбиты бульвары, символически воспроизводится белым светопространством — «световым туннелем», опоясывающим Белый город;
- превращение бульваров из монофункциональной зоны пассивных прогулок в полифункциональную зону интеллектуального вечернего отдыха с разнообразными сезонными экспозициями на открытом воздухе, с декоративно-художественным освещением с целью усиления функциональной и образной индивидуальности каждого бульвара;
- оригинальный дизайн элементов осветительных установок, в том числе на основе исторических прототипов парковых фонарей, а также современных высокоэффективных светотехнических изделий, новых скульптурных светоформ.
Для решения этих проектных задач используются следующие приемы в центральной озелененной зоне линейных участков бульваров:
- цветная декоративная подсветка деревьев, кустов, цветников, газонов, элементов рельефа подземными, наземными, газонными и встроенными в малые формы и парковые торшеры приборами с разрядными лампами или светодиодами. Светокомпозиционные параметры — цвет, интенсивность и распределение света на растительных формах и на «планшете» земли — определяются по ситуации с учетом освещения фоновой периферической зоны бульваров;
- функциональное освещение пешеходных аллей и площадок тепло-белым светом торшеров, встроенных и газонных светильников с разрядными лампами. В каждом локальном случае выбираются определенные величины и соотношения (полуцилиндрической и горизонтальной освещенностей в зависимости от необходимости подчеркнуть главенство освещаемого пейзажного окружения или создать комфортные условия для узнавания лиц пешеходов;
- выделение входов на бульвары группами индивидуализированных по дизайну светильников и светоформ. Многие входы имеют «монументализированное» обрамление, создаваемое скульптурными памятниками, гранитными тумбами, вазами, литыми ретро-канделябрами и т.п., рассчитанное на восприятие извне (с площадей и периферии бульваров) и изнутри (из зеленой зоны). Эта тенденция может быть последовательно продолжена и усилена принципиально новыми формами — световыми, которые образно обогатят тему входов—выходов и общую светоцветовую композицию бульваров и подчеркнут функциональные и визуальные их связи с окружающей средой;
- художественно-декоративное освещение произведений монументального искусства, парковых скульптур, малых архитектурных форм, водоемов, объектов сезонных экспозиций, создание оригинальных светоформ не только в зонах входов, но и в других ключевых точках бульваров. Вместе с декоративным освещением ландшафтных элементов, при определенных художественно сгармонизированных соотношениях, эти объекты создадут ту «критическую массу», которая необходима для превращения бульваров в уникальную рекреационную зону для интеллектуального отдыха.
Этому должно способствовать и освещение периферической транспортно-пешеходной зоны бульваров, где предусматривается:
- реконструкция функционального освещения проезжей части: возможный перенос осветительных опор с консольными светильниками с тротуаров к ограде бульваров, т.е. на границу зеленой зоны и проезжей части, новый дизайн этих светильников и опор, замена ламп с желтым светом на источники с белым светом;
- установка но краю тротуаров разделительных тумб или парапетов с местной одно- и двухсторонней подсветкой дорожного полотна, световые парапеты в подпорных стенках вдоль проезжей части на ряде бульваров (Гоголевский, Яузский);
- создание системы сомасштабного пешеходам тепло-белого освещения с помощью групп ретро-торшеров на тротуарах, бра на фасадах зданий, светящих витрин и элементов световой информации;
- архитектурное освещение фасадов периметральной застройки по обеим сторонам бульваров приемами комбинированной подсветки с преобладанием белого света. Поскольку на внутренней и внешней частях периметра преобладает опорная историческая застройка со значительным количеством памятников архитектуры, ее освещение превратится в создание почти непрерывного светлого (|юна для зеленых кулис с точки зрения пешеходов, воспринимающих среду с центральных аллей бульваров. со световыми акцентами в виде достопримечательных историко-архитектурных объектов.
Крупным ландшафтно-световым ансамблем иного тина, а именно — современным жилым ансамблем, может стать территория нового экспериментального жилого района Куркино, расположенного в живописной местности природного комплекса долины реки Сходня на северо-западе Москвы за МКАД. Концептуальный проект формирования светоцветовой среды предусматривает решение светопланировочных и образно-художественных задач на основе согласованного взаимодействия трех основных групп установок освещения — функционального, архитектурного и светоинформационного (рис. 5.41,5.42).
Светопланировочная задача предусматривает светоцветовое зонирование территории с учетом того, что зоны транспортного движения уже освещены типовым способом — стандартными уличными светильниками желтого света на опорах высотой 12 м (на городских и районных магистралях) и 9 м (на улицах и проездах).
На пешеходных территориях — в парках, садах, бульварах, скверах, расположенных на меж-микрорайонных участках и в жилых дворах, для решения светопланировочной задачи мезо- и микрозонировання используются пять параметров, а именно: на разных участках создаются разные уровни освещенности, варьируются цветовые оттенки функционального освещения, дизайн осветительных приборов, масштаб систем освещения, режимы их работы.
Уровни освещенности пешеходных аллей, дорожек, площадок отдыха для детей и взрослых, спортплощадок ориентируются на действующие нормы. Цветность общего освещения, по контрасту с транспортными зонами — белая, с холодным (лампы ДРЛ) и теплым (лампы ДРЛ «комфорт») оттенками, соответственно, на межмикрорайонных участках и в жилых дворах. Функциональное освещение в пешеходных зонах осуществляется одно-, двух- и более плафонными торшерами человеческого масштаба и индивидуализированного для данной ситуации дизайна высотой 4 и 4,5 м со светильниками разной формы и преимущественно ограниченного светораспределения (свет в нижнюю полусферу). Кроме того, широко используются газонные светильники высотой 0,9 м, а в садах и парках, где есть взрослые деревья, осуществляется декоративная подсветка их крон прожекторами с МГЛ белого и цветного света, расположенных на опорах торшеров или заглубленных в землю. Таким образом, масштаб освещения в жилом районе формируется разнонаправленными световыми потоками приборов, установленных с разным шагом и концентрацией на разных «горизонтах», на высоте от 0 до 12 м (уличные светильники на транспортных дорогах). Приборы функционального освещения работают всю ночь, декоративное освещение отключается после полуночи, спортивное освещение включается по необходимости.
На пешеходных участках в зоне объектов общественного обслуживания предполагается использование современных торшеров отраженного белого света МГЛ с хорошей цветопередачей.
Для осуществления комплексного решения концепцией предусматривается и разработка систем архитектурного и светоинформационного освещения. Застройка жилого района осуществляется разноэтажными зданиями высотой от 1 до 23 этажей. Доминантные высотные жилые здания, сгруппированные, в основном, в восточной части района вдоль Новокуркинского шоссе, должны усилить свою композиционную роль в ночных светопанорамах освещением, в том числе цветным, силуэтных элементов, в число которых могут быть включены крупные объемные рекламно- и светоинформационные установки на кровлях домов. Общественные здания и гаражи на городских и районных улицах благодаря архитектурному освещению и световой информации становятся «горизонтальными доминантами» световой среды.
С юга и запада территория жилой застройки граничит с лесом на живописно-овражистом рельефе долины реки Сходня и ее притоков. Приемы функционально-декоративного освещения местами переходят на опушки леса, на прогулочные трассы и площадки отдыха, на спортивные зоны (гольфполя, горнолыжные трассы и др.), на берега реки с отражениями в воде. Это не только по-новому решает задачи собственно природной среды для ее непосредственного и полноценного использования в вечернее, ныне практически исключенное «из оборота» время прогулок и отдыха, но и повышает коммерческую ценность района в целом: из окон жилых зданий вечером открываются живописные виды на удивительный пейзаж в цветном свете, совершенно не похожий на дневной, но даже нередко превосходящий его по эмоциональной выразительности.
Светопланировочные задачи на территории жилой застройки решаются сейчас в рабочем проектировании, остальные же проблемы остаются пока только концептуальными.
В 1999 году была разработана концепция светового ансамбля создаваемого национального парка «Вотчина Деда Мороза» в Великом Устюге на севере Вологодской области с использованием приемов современной светопроекционной и лазерной техники (рис. 5.43), реализация которой могла бы стать одним из привлекательных стимулов для массового туризма в этот замечательный древнерусский город.
Джеймский парк в Лондоне с цветной подсветкой деревьев и фонтанов с помощью фиброоптики, «Цветной сад» в парке Жерлан в Лионе и Боуден-сквер в Саутхемптоне в Нью-Йорке с заливающим разноцветным прожекторным светом на кронах деревьев, на цветниках и газонах (рис. 5.44), городской парк в Бенну (Япония) с модульной световой сетью специальных светильников но всей его территории и четырьмя мощными прожекторными лучами из угловых точек парка, образующими визуальную световую пирамиду над ним на фоне ночного неба, функционирующую как космические часы (рис. 5.23), парки Андре-Ситроен, Ла Виллетт (рис. 5.45) и бульвар Ришар-Ленуар в Париже с применением принципиально новых светотехнических средств и приемов освещения, «Сад Света» пивоваренного завода в Энива на острове Хоккайдо с композицией из стеклянных призм, рассчитанной на эффекты света на снегу в зависимости от атмосферных условий (рис. 5.46).
В ряде пейзажных ансамблей практически отсутствует функциональное освещение, и они предстают перед посетителями в сценически-сказочном виде, обеспечивая неизведанные ощущения. В частности, используется эффектный своей необычностью прием доминирования в общей световой композиции ее «планшета», т.е. освещаемой различными способами поверхности земли, которая может превратиться в клетчатую плоскость с меняющимся цветом линий этой клетки (площади Рсжентс Плас и Финсбари Авеню в Лондоне — рис. 5.47), в опрокинутое «звездное небо» (Гранд-Мелл-парк в Иокагаме, Ренессанс-сквер в Фениксе, штат Флорида, площадь Р. Шумана в Гренобле) или в искусственно созданную пластически сложную геоструктуру с декоративной подсветкой (двор Реженс-офиса в Дибор-не, штат Мичиган — рис. 5.48).
На основе достопримечательных ландшафтных ансамблей во многих странах Европы, США, Австралии регулярно проводятся конкурсы на лучшее освещение, фестивали и праздники света, светящиеся представления и световые карнавалы, наконец, спектакли «Звук и Свет» — в Версальском парке, в замках Луары, в садах Шалимара и индийском Сринагаре , в лесу Домреми на пути Жанны д’Арк и в Нормандии на месте высадки англо-американского десанта, в пейзажном комплексе синтоистского храма на острове Миядзима около Хиросимы, привлекающие массы туристов, а значит — рентабельные с коммерческой точки зрения и с позиций повышения общественного престижа.