Ландшафтное освещение зон отдыха -парков, садов.
Ландшафтные элементы являются важнейшей частью городской среды. К ландшафтной архитектуре причисляют вообще формирование среды открытых пространств [6], но чаще имеют в виду парки, сады, набережные, бульвары, зоны отдыха, которые представляют собой примеры синтеза природы и архитектуры, гармоничное сочетание и согласование зеленых насаждений, рельефа, водных пространств с парковыми сооружениями, элементами монументального и декоративного искусства, с визуальной и звуковой информацией. Ландшафтный ансамбль как взаимодействие искусств строится на основе принципов динамичного развития в пространстве и времени с учетом взаимопроникновения пространств во всех направлениях, множественности и одновременности различных точек восприятия. Спецификой ландшафтной архитектуры было и остается использование природных «строительных» материалов — зеленых насаждений, воды, земли и образуемых ими аква-, растительных и геопластических форм в сочетании с искусственными сооружениями из традиционных строительных материалов. Природные «материалы» обладают принципиальным отличием от архитектурно-строительных — они динамично изменяют свой облик во времени и под действием климата — вода и зелень «живут», движутся при ветре, преображаются в разные сезоны года, что вносит естественное и благотворное для глаза человека разнообразие в стационарную по своей структуре искусственную среду. Это ценное качество может быть иллюзорно усилено и творчески интерпретировано в вечернее время, когда в число «строительных» материалов ландшафтной архитектуры дополнительно включаются еще два — искусственный свет и небо, на фоне которого лучами этого света могут создаваться разнообразные декоративно-световые композиции. Еще одной характерной и замечательной «особенностью ландшафтной архитектуры в сравнении с общепринятой архитектурной практикой является главенствующая роль эстетического и, если можно так сказать, эколого-гуманистического начала. Функциональные и технические стороны формирования среды, при всей их важности, занимают в ландшафтной архитектуре подчиненное место». Эта особенность в освещении существующих ландшафтных ансамблей в большинстве случаев совсем не выявлена, поскольку в них господствует утилитарное освещение, но она может стать доминирующей при соответствующей постановке и решении проектных задач — светопланировочных, светопространствснных и, главное, образнохудожественных.
Ландшафтно-световые композиции как самостоятельные и самоценные объекты эстетического, зрительного восприятия имеют широчайший диапазон по всем параметрам — по масштабам залитых светом территорий и характеру светового рисунка в зрительных кадрах, по времени экспозиции этих кадров и их соотносимости с наблюдателем, по эмоциональному характеру светоцветовой композиции и ее жанру, по степени дискретности каждого создаваемого светопространства или светового ансамбля и взаимоотношений его с другими в окружающей среде и т.п. Масштаб освещения связан с адресностью каждой световой «картины» — от грандиозных, даже «космических» ночных светопанорам, предназначенных для всех жителей города, до локальных, рассчитанных на персональное восприятие световых пятен, «вырывающих» из контекста темной среды фрагменты пейзажа, часто не привлекающие днем особого внимания, а вечером превращающихся в объекты эстетического созерцания, — цветник или валун, куст или дерево, садовую скамью или лестницу на рельефе. Иными словами, в искусстве освещения городского ландшафта с учетом его специфики применимы все основные принципы концептуальной методологии формирования световых ансамблей «ландшафтного», «ансамблевого» и «камерного» масштабов. Получаемые в результате взаимодействия света и ландшафта светопространства, светоформы, светопластика и светоцвет в целом более декоративны, живописны, чем в традиционной архитектуре, поскольку менее связаны с понятиями архитектурного образа, тектоники, пропорций, массы и т.д.
Примером незабываемой крупномасштабной светопанорамы, созданной еще в 1960-е годы, был ночной Кейптаун. Гигантская Столовая гора, освещаемая снизу группами мощных прожекторов, стала эффектным фоновым «задником» для города. амфитеатром спускающегося к одноименной бухте со сходящимися в его центре светящими «ручейками» и «реками» улиц и магистралей и световыми сгустками площадей (см. рис. 45). Аналогичное по композиции, но более скромное по масштабу, зрелище представляла в 70-е годы XX века вечерняя панорама Тбилиси с освещенными руинами цитадели V века Нарикала на гребне господствующего над старым городом Сололакского хребта (си. рис. 2.14). Или светопанорама испанского города Куенко, здания которого «вырастают» прямо из скал, а свет прожекторов объединяет застройку, ущелье и гору, подчеркивая причудливость созданного природой и человеком рельефа (рис. 5.20). Экзотический рельеф нередко становится объектом художественного освещения (рис. 5.21). Гористый пейзаж и в других городах— Баку, Ереване, Алма-Ате, Сан-Марино, Афинах,
Будапеште, Аликанте (рис. 5.22)— способствовал в прошлые годы спонтанному формированию обозреваемых снизу или с высоко расположенных видовых точек завораживающих ночных панорам, напоминающих во втором случае опрокинутое звездное небо или тлеющие во тьме угли громадного костра (см. рис. 2.52,2.53,45.5.23).
Практика последних лет все более ориентируется на проектно-концептуальную разработку крупномасштабных световых планов. Новые приемы и принципы освещения городских и загородных ландшафтов активно разрабатывает Р. Нарбони (проект освещения пейзажа в окрестностях города Клермон-Ферран, основанный на географии вулкана, или исторического центра Афин с акцентом на античном греческом ландшафте), М. Ишии («лунный свет» в поселке Ширакава в префектуре Жифу), И. Адриен (план «Свет, вода, дерево» для города Амьен).
В недавно вышедшей, первой в своем роде оригинальной книге «Свет и пейзаж. Создание ночных пейзажей» Р. Нарбони дает разнообразные классификации городских пейзажей по определенным типологическим признакам, а также методические программы по разработке проектов освещения. Например, по типам природных участков он выделяет 16 образцов: берег моря (Алжир, Ницца); залив (Рио-де-Жанейро, Сидней); портовый рейд (Брест, Тулон); в глубине устья (Бордо, Санкт-Петербург, Лондон); архипелаг (Стокгольм): полуостров (Дакар, Нью-Йорк); устье реки (Сингапур); пролив (Гонг-Конг, Копенгаген); берег озера (Женева, Детройт); берег реки (Париж, Амьен); естественный амфитеатр в излучине реки (Блуа, Руан); крутой поворот реки (Безансон); слияние двух рек (Лион, Гренобль); вершина холма (Эдинбург); скальные склоны (Константина); подножие горы (Турин, Маракеш). Р. Нарбони подчеркивает, что на практике при разработке проектов освещения городов и поиске их светового образа очень редко вспоминают о достоинствах и индивидуальности участка, на котором когда-то был основан тот или иной город, основные признаки которого все еще прочитываются, хотя это должно быть одним из базовых концептуальных элементов проекта освещения.
При создании ночных пейзажей светодизайнер предусматривает три типа ситуаций:
- реновацию существующих систем освещения;
- реализацию освещения новых пейзажей;
- приоритетное выделение наиболее достопримечательных для города пейзажных ситуаций.
В методике проектирования важное значение придается анализу особенностей ночного пейзажа, на основе которого составляется программа проекта или задание на проектирование. Они предусматривают, например, решение комплекса следующих задач:
- реконструкция существующего освещения;
- создание системы постоянного функционального освещения, связанного с рассматриваемым пейзажем;
- обеспечение освещения транспортных проездов, стоянок и пешеходных путей;
- улучшение качеств визуального окружения и ночной атмосферы для жителей;
- разработка периодического праздничного или «событийного» освещения участка;
- использование сценографического освещения, способного представить пейзаж как достояние города;
- создание ночного пейзажа, привлекающего туристов.
Эта в общем виде выраженная методика проектирования относится главным образом к объектам больших размеров и предназначена для светодизайнеров или групп специалистов-консультантов. Программы для небольших и средних объектов основное внимание уделяют деталям пейзажа и, в ряде случаев, образному выражению определенной, метафорически сформулированной художественной, мифологической или философской идеи: «Цветной сад», «Битва дракона», «Сад равноденствия», «Японские огни», «Сад для ночи» и т.п. (рис. 5.24).
Во многих городах специально для туристов создаются видовые точки в высотных зданиях и на высотных сооружениях для обозрения «пятого фасада» с высоты птичьего полета — в Париже (Эйфелева башня и небоскребы в Дэфансе и на Монпарнасе), в Москве (Останкинская телебашня, здание Президиума), в Берлине (телебашня и купол Рейхстага), в Риме (купол собора Святого Петра), в Лионе (офисное здание банка «Лионский кредит») и т.д.
«Равнинные» светопанорамы особенно зрелищны на набережных крупных водоемов. Вода и свет в их разнообразных сочетаниях — непревзойденные «живописцы». Вечером значительнее, нежели днем, эффекты зеркального, а в большинстве случаев — динамического, отражения света в воде производят впечатление на прохожих. Вода и небо служат главными пейзажными элементами «космических» светопанорам двух городов-гигантов США на морских побережьях — Нью-Йорка и Чикаго. В последнем на набережных озера Мичиган в 1989 и в 1990 годах по проекту светодизайнера Д. Муни были устроены два грандиозных шоу — «световые танцы» с десятками мощных зенитных прожекторов в «поисковом» режиме (см. рис. 233,2.35). На ЭКСПО-75 на острове Окинава сам океан, подсвеченный по проекту М. Ишии с подводного кораллового рифа 52-мя мощными прожекторами на протяжении 1 км, стал главным и впечатляющим «персонажем» пейзажа, получившим сакральное звучание (68) (рис. 5.25). Освещенные волны прибоя, набегающие на пляж со скальными выступами, образуют вечно волнующуюся картину набережной под темным небом Биаррица (П. Бидо). На фоне неба успешно демонстрируются оригинальные декоративные возможности цветных лазерных лучей во время праздников и крупных выставок (Вашингтон — см. рис. 3.16, Нью-Йорк, Эйндховен. Флоренция, Лондон, Франкфурт, Санкт-Петербург и др.).
Создание величественных, экзотических или романтических ландшафтно-световых композиций как вида массовых зрелищ, в которых творчески используется богатый сценографический опыт театра, цирка, эстрады и современные светотехнические средства — основное направление в образной интерпретации среды.
Другая, альтернативная и более редкая его ветвь — минимальная трансформация природной световой среды — была использована Ле Корбюзье, как уже упоминалось, при проектировании комплекса Капитолия в Чандигархе: он запретил вечернее освещение вокруг озера, за исключением полускрытого «бивуачного» подсвета газонов, чтобы можно было видеть в воде отражение звездного неба (сведений о сохранности этой идиллической картины нет). Такой прием, естественно, сокращает масштабы воспринимаемого пространства — глаз плохо видит в темноте, особенно пространственную глубину, но это приносит другие ощущения — таинственности или некоторой, щекочущей нервы, опасности. В мрачноватом, без фонарей (в 1970-е годы) парке в Паланге немногие слабо освещенные поляны или слегка подсвеченные кроны деревьев на берегу прудов, отражавшиеся в их зеркале, воспринимались как солнечные пятна. Эта тенденция минимизации искусственного света в городских пространствах совпадает с одним из недавно появившихся вариантов современного экологического движения «за темные небеса» (см. п. 2.5).
Однако, учитывая современную социальную и экологическую обстановку, а также климатические особенности, для минимизации освещения нужны соответствующие условия, во-первых, чтобы идущее от темноты атавистическое, а во многих ситуациях и реальное чувство опасности не подавляло желания наслаждаться красотой ночного пейзажа или просто свободно выходить на улицу, в парк, во двор; во-вторых, преимущественно облачная погода на большей части территории России, а также существующее в городах аэрозольное загрязнение воздуха объективно препятствуют работе астрономов и созерцанию звезд горожанами большую часть года; в-третьих, снеговой покров в течение нескольких месяцев (в зависимости от географической широты) отражает большую часть функционально необходимого на городских улицах света в небо и т.д. Поэтому тенденция сокращения освещения в городе весьма утопична, непривлекательна и реально существует лишь по социальным причинам (война, экономический кризис, в том числе в виде кризиса энергетического, которым были охвачены развитые страны Запада в начале 1970-х годов, а многие города России и стран СНГ — и в наше время). Это, однако, не значит, что нс должны предприниматься меры против неразумного светораспределения уличных осветительных приборов, когда более половины светового потока направляется вверх (например, венчающими светильниками-шарами). В нормальной обстановке экономической стабильности и роста производства комфорт и стандарты жизненной среды неизбежно улучшаются, что в области освещения (это доказывает вся его история) означает повышение его количественных и качественных характеристик. По свидетельству Э. Лампи, в Финляндии еще в 1970-е годы хорошее освещение не только городских садов и парков, но и пригородного ландшафта, рассматривалось как практический способ «вытащить» горожан на лоно природы, поскольку ежедневное время отдыха основной массы активного населения приходится на вечер. Эта задача не утратила своей актуальности и буквально повторяется в некоторых современных работах по освещению («Цветной сад» в парке Жерлан в Лионе и др. — рис. 5.26,5.27)
Островки зелени в городе, называемые зонами отдыха или рекреационными, составляющие его «природный каркас», а также существенную по своей роли и площади часть его городской «ткани», играют более активную роль, нежели загородные пейзажи, поскольку они доступны даже группам малоподвижных жителей — пенсионерам, инвалидам, детям. КПД этих территорий значительно возрастет, если гулять на них вечером станет не только безопасно, но и приятно. Эту функцию может с успехом выполнить декоративное освещение зеленых насаждений, элементов благоустройства, малых форм в сочетании с архитектурным освещением фасадов окружающих зеленые островки или «встроенных» в зеленые массивы зданий и сооружений.
Аналогично архитектурно-световым ансамблям города при разработке крупномасштабных ландшафтно-световых комплексов должны решаться светопланировочные задачи светоцветового зонирования, поскольку на территории таких комплексов, в целом функционально более однородных, чем, например, селитебная зона города, имеется, тем не менее, своя внутренняя мезо- и микроструктура функций и пространств, которая может быть визуализирована освещением. В реализованном автором проекте функционально-декоративного освещения Екатерининского парка (сада ЦДРА) в Москве предусмотрено его деление на две зоны — историческую (памятник садово- паркового искусства с прудом) и современную. В исторической части парка созданы относительно меньшие уровни освещенности, использован свет компактных люминесцентных ламп тепло-белого оттенка и ретро-стиль парковых фонарей на основе их довоенных прототипов, сохранившихся в парадном саду ЦДРА, но меньших по высоте, чем во второй зоне с холодно-белым освещением парковых аллей и цветников современными по стилю фонарями и газонными светильниками и цветной (зелено-синей) подсветкой крон наиболее крупных деревьев (рис. 5.28). Особенностью этого проекта паркового освещения была также его многопрограммность — реализованная возможность изменять его облик включением будничного, праздничного, ночного или сезонного (летнего, зимнего) режима работы осветительных установок. К сожалению, из-за неудовлетворительной эксплуатации систем освещения многие из этих возможностей не используются.
Светопространственные и образно-художественные задачи становились главными в потенциально богатой комплексной ландшафтной теме «Свет над Москва-рекой», которая была сформулирована в 1993 году как специальный раздел в концептуальной работе «Генеральная схема светоцветового оформления центральной части города». Предусматривалось создание крупномасштабного светового и живописного ансамбля по берегам рек Москва и Яуза с художественным освещением застройки набережных, зеленых массивов на них, пешеходных и транспортных зон, мостов и гранитной облицовки берегов с объединяющей их зеркальной лентой воды.
Проект на аналогичную тему «Свет над Темзой» был реализован в Лондоне в 1970-е годы и в те же годы «Ленпроектом» осуществлялись концептуальные разработки, но освещению набережных Невы. Выполненное тогда в центре Ленин града освещение Петропавловской крепости, Стрелки с Биржей и застройки Васильевского острова производило сильное впечатление (см. рис. 2.12,2.13). В 2000 году в Санкт-Петербурге в программе подготовки к его 300-летнему юбилею принята целевая программа «Светлый город», реализация которой началась с освещения мостов через Неву и каналы в центральной части города (рис. 5.29). В Москве эта тема реализовывалась в течение ряда лет начиная с 1994 года фрагментарным освещением мостов и ряда зданий на набережных как «штучпых» объектов, без их светоансамблевой проработки. Исключение составляет освещение застройки трех центральных набережных в 2001—2002 годах — Раушской, Софийской и Космодамианской, для которых, как упоминалось, выполнен единый проект, обеспечивший наиболее монолитно застроенной Раушской набережной достаточно целостное ансамблевое решение (с.м. рис. 5.3). Впервые освещена спускающаяся в воду гранитная стенка набережной: светографический орнамент создан цветными (желтыми и синими) светодиодами.
Различные по исполнению фрагменты освещения набережных и водных светопанорам существуют во многих городах мира. Русло Тибра в Риме и Сены в Париже местами высвечивается элементарным приемом размещения бра на каменной облицовке высоких подпорных стен набережных. В Лионе в соответствии с его световым генпланом скальные берега Соны вместе с «вросшими» в них гидротехническими сооружениями «пунктирно», а в светопанорамах старого города весьма эффектно, залиты разноспектральным светом прожекторов. В небольшом Тампере в 1989 году оригинально высвечены 400-метровым световым карнизом из светильников с люминесцентными лампами оба берега речки Таммеркоски по случаю векового юбилея электрического освещения города (рис. 5.30). В центре Гренобля на гранитной стенке набережной реки Изер световыми проекциями с различными изобразительными и орнаментальными мотивами устроен «музей света» длиной более 600 м.
Мосты в этой пейзажной теме с их разнообразными отражениями в воде — самые важные элементы. В мире уже существует достаточно много запоминающихся «мостов света» через реки, озера, проливы, водоемы. Особенно эффектны в цветном свете прожекторов протяженные вантовые мосты в Иокогаме и на острове Хонсю, в Нью-Йорке и Нормандии (рис. 5.31). Центры ночных Парижа и Лондона, Будапешта и Питтсбурга своей славой как объектов туризма и красочных впечатлений немало обязаны освещенным мостам (рис. 5.32).