Профессиональная проектная деятельность в области наружного освещения города включает решение не только светоурбанистических и свето-объемных, но и художественно-конструкторских задач, которыми занимаются архитекторы и дизайнеры, инженеры-светотехники и инженеры-электрики, конструкторы и экономисты.
Первое направление — светоурбанистические и светообъемные работы — все чаще называют световым дизайном, т.е. созданием с помощью электрического освещения зрительно-образных качеств окружающего мира, второе — художественно-конструкторские работы — является традиционным дизайном, связанным с конструированием элементов предметной среды — осветительных приборов, установочных и защитных (экранирующих, антивандальных) изделий для них, встроенных систем освещения. В недрах первого направления создается стиль освещения, во втором — стиль конкретных изделий — фонарей, кронштейнов, опор, декоративных деталей. Граница между ними весьма условна, поскольку в большинстве проектов используются оба направления и вида дизайна. Кроме того, развитие каждого направления предполагает, во-первых, использование результатов творческой работы и научных исследований более широкого круга специалистов — художников и скульпторов, искусствоведов и социологов, гигиенистов и психологов, программистов и экологов. Во-вторых, для успешного решения всех или любой из задач освещения нужны квалифицированные специалисты с достаточной художественной и светотехнической подготовкой, поэтому стоит проблема профессионального обучения кадров, создания новой профессии светодизайнера.
Решение проблем взаимодействия света и трех категорий архитектурной формы (объем, пластика, цвет) относится к жанру светообъемного проектирования. Этот жанр преобладает в современной практике проектирования установок наружного архитектурного освещения, ему же отводится основная роль и в научно-аналитических работах, поскольку связь между освещением объектов материальной среды и их визуальным, конкретно-чувственным образом очевидна, в отличие от главенствующего в световом урбанизме крупномасштабного образа, понятия или ощущения архитектурно-градостроительного пространства и светопространства. Все объемные объекты наружного архитектурного освещения условно подразделяются на две группы — во-первых, здания и сооружения, во-вторых, «мебель*» города с зелеными насаждениями и элементами благоустройства. Напомним, что речь идет об освещении фасадных, т.е. условно вертикальных поверхностей объектов, искусственных и природных, формирующих архитектурно-пространственную среду города.
Говоря об освещении отдельного, «штучного» объекта, всегда необходимо осуществить его привязку к окружению, к контексту, визуально соединить его с другими элементами с перспективой формирования на его основе будущего светового ансамбля или его «включения» в этот ансамбль. Связующими элементами при этом могут служить конкретные светотехнические изделия определенной стилевой окраски, а все три направления светодизайнерской работы синтезируются в единый жанр светомоделирования.
Светомоделирование как метод светового дизайна
Главным элементом проекта архитектурного освещения объекта, в котором отражается результирующий творческий акт архитектора-светодизайнера и на основе которого выполняются светотехнический и электротехнический разделы, является цветное изображение освещенного объекта (его светоцветовой образ), которое должно с максимально возможной достоверностью, сравнимой с документальностью качественной фотографии с натуры, передать задуманный эффект освещения. Здесь неприемлема условная архитектурная графика, общепринятая в различных вариациях в традиционном архитектурном и дизайнерском проектировании, поскольку проектное изображение является светлотно-яркостной и цветовой композицией — основой светотехнического и, в перспективе, колориметрического расчетов.
Процесс создания светоцветового образа, в том числе, в виде живописно-графического изображения — это процесс светомоделирования, осуществляемый несколькими способами, в котором главным элементом является вариабельно изображаемый или управляемый свет.
Моделирование — одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования базируется любой метод научного исследования — как теоретический, при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели, так и экспериментальный, использующий предметные модели.