Формирование световых ансамблей
Проблема обеспечения архитектурной выразительности световых ансамблей, прежде всего, центров градостроительных образований, превращения их в смысловые и композиционно значимые «ядра» городской светопространственной структуры, в опорные точки системы ориентации в пространстве ночного города требует особых приемов освещения. В отличие от дневного ансамбля, когда условия освещения едины для его «пустотной» компоненты — зрительно конечно—бесконечного перетекающего пространства («пространственного тела») и конечной материальной компоненты — земли, ландшафта и застройки, ночью проблема освещения подразделяется на две относительно автономные по приемам (но не по значимости) и взаимосвязанные составляющие — освещение «интерьерного», «обитаемого» (иллюзорного конечного) пространства ансамбля и освещение фасадов формирующих его объектов (си. п. 33). В реальных ситуациях по сложившейся традиции первой составляющей, по ряду причин, уделяется сравнительно мало творческого внимания. Это зависит, во-первых, от композиционных особенностей архитектурного ансамбля, определяемых в общем случае тремя составляющими его подсистемами: его градостроительным решением, композиционной структурой архитектурных масс и декоративно-пластической тематикой архитектурных форм, во-вторых, от особенностей применяемых систем искусственного освещения архитектурного пространства и объектов.
Архитектурное пространство («пространственное тело») ансамбля с его конкретными габаритами, конфигурацией, соотношениями физически ограждающих пространство масс и разрывов между ними, обеспечивающих в дневных условиях визуальные и функциональные связи ансамбля с городом, формируется принятым градостроительным решением. «Пространственное тело» днем имеет конечные размеры по двум горизонтальным координатам, но бесконечно по вертикали в сторону открытого неба. В вечерних условиях важным элементом (в ряде ситуаций более важным, чем днем) архитектурного пространства становится его освещаемый «планшет», по которому прочитывается планировочная структура ансамбля. Не надо забывать, что в темноте архитектурное (и любое другое) пространство воспринимается, лишь становясь искусственно созданным светопространством (за исключением ясных лунных ночей в природе). Для этого, как указывалось ранее (си. п. 33), используются одна, две или три относительно автономные системы функционального, архитектурного, светоинформационного освещения.
Традиционной, первичной и наиболее массовой системой формирования светопространства в городе, на улицах — в виде «световых туннелей», на площадях — «световых островов», в ландшафте — «световых пятен», «мазков» являются установки функционального уличного освещения. В общем случае они спонтанно или целенаправленно с тем или иным художественным качеством освещают горизонтальный «планшет» ансамбля — функционально используемые участки территории в виде дорожных покрытий в транспортных и пешеходных зонах и, отчасти, газонов, цветников и зеленых насаждений. Однако установки функционального освещения в одиночку не способны создать полноценное архитектурное светопространство, в котором должны господствовать основные содержательно-композиционные элементы ансамбля в центральном поле зрения. Необходимо качественно. избирательно осветить вертикальные поверхности главных «действующих лиц» любого архитектурного ансамбля — фасады физически формирующих его пространство объектов.
Распределение архитектурных масс в ансамбле — одно из самых мощных средств его художественной организации. Здесь возможны два принципиально разных подхода: размещение архитектурных объемов по периметру при зрительно свободном центральном («интерьерном») пространстве ансамбля или расположение архитектурной массы в центре. От системы и характеристик освещения зависят степень и характер выявления этих градостроительных особенностей. В первом случае освещение пространства обычно осуществляется уличными светильниками, расположенными по его периметру, поэтому его центр остается в относительной темноте, а периферийная застройка, будучи освещена случайными пятнами света или, в особенности, установками архитектурного освещения, приобретает доминирующее значение.
При этом может существенно измениться масштаб пространства, размеры которого «скрадываются», поглощаются темнотой, а также снизиться самоценность удачно решенного (днем) пространства как архитектурной категории. Введение светящего или освещенного объекта, даже относительно небольшого по массе — фонтана, монумента, группы фонарей — в центр пространства или «прорисовка» «планшета» специфическими средствами освещения (газонные или утопленные в землю светильники) значительно улучшает условия его светооптической организации. Во втором случае архитектурное освещение объекта, изначально расположенного в центре ансамбля, усиливает его господствующую, организующую, «монументализирующую» роль, что способствует распространению его визуального влияния за пределы ансамбля.
Функциональное освещение периферийного пространства, как транспортного, так и пешеходного, а также архитектурное освещение фасадов застройки и световая информация, в значительной мере определяющие условия адаптации глаз пешеходов, водителей и пассажиров автотранспорта, представляет особую задачу, зависящую от ситуации, от степени значимости этого пространства в общей световой композиции ансамбля. Во всех случаях светокомпозиционные параметры — светонасыщенность пространства, яркость освещаемых объектов, цветность и динамика освещения, размеры и конфигу рация световых пятен - играют важнейшую роль. Объективно доминантный (днем) объект, будучи неосвещенным или «недосвеченным», теряет свое значение, а ярко освещенный второстепенный становится доминантным. Слабо освещенная монументальная колонна в центре Вандомской площади в Париже, равно как и «недосвеченная» периметральная застройка, зрительно пропадают в «море» интенсивного, почти слепящего желтого света многочисленных фонарей с натриевыми лампами, заполонивших все ее четко ограниченное зданиями пространство (рис. 5.9). Ландшафтное пространство площади Согласия в центре того же города со множеством слепящих фонарей (как и в предыдущем случае, они — образцовые произведения исторического дизайна с мощными лампами накаливания) вечером вообще не воспринимается как градостроительная ценность, ибо скромные по размерам подсвеченные фонтаны и обелиск в ее центре, а также недостаточно освещенная малоэтажная застройка по периметру, не способны вырвать из темноты и удержать обширное пространство как единое «светопространственное тело», в котором не воспринимается в этих условиях целостным даже главный ее элемент — «планшет», классическая планировочная первооснова.
Композиционная структура ансамбля вообще и светового ансамбля в частности устанавливает эмоционально-эстетические взаимоотношения между всеми (вечером освещенными, видимыми) его объемно-планировочными компонентами. Они подразделяются на доминанты, акценты и фоновые элементы. Обязательная для ансамбля соподчиненность образующих его элементов, заложенная в его художественном образе, выражается обычно в том, что доминанта имеет пространственно статическую форму, т.е. лишена определенной направленности в системе двух горизонтальных координат, в то время как все остальные подчиненные ей части в целом имеют форму относительно динамичную, т.е. архитектурным решением им может быть придана определенная направленность, зависящая от положения доминанты по отношению к другим частям ансамбля. Освещением может быть выявлена «дневная» иерархия и статичность или динамичность элементов ансамбля или установлена иная, что происходит иногда по воле светодизайнера, а в большинстве случаев складывается стихийно. Доминанты обычно являются первоочередными «претендентами» на освещение, акценты появляются, как правило, поэтапно и не обязательно в порядке их «дневной» композиционной значимости, фоновые элементы (здания, сооружения, зеленые насаждения, малые формы) редко являются объектами регламентируемого освещения или же, будучи освещены, они становятся случайными, не соответствующими их композиционной и смысловой роли элементами архитектурного ансамбля. В то же время уже известны некоторые предпочтительные соотношения яркостей доминантных, акцентных и фоновых элементов светового ансамбля, хотя исследования в этом направлении должны быть продолжены.
Роль доминанты в световом ансамбле может быть при необходимости усилена (по сравнению с ее «дневной» ролью) определенным распределением света по вертикали, например, более или менее прогрессивным увеличением (или уменьшением) яркости снизу вверх, изменением цветности света, наконец, динамическим режимом много цветного освещения доминанты но всей высоте или в пределах какого-либо ее фрагмента. В современной мировой практике эти приемы распространены в различных вариантах (рис. 5.10,5.11).
Среди световых акцентов средствами освещения может быть установлена своя иерархия, отвечающая композиционно-образным задачам светового ансамбля.
Исходя из вышеизложенного, можно привести три основные схемы светопространственных комбинаций доминантно—акцентно—фоновых форм :
- глубинная световая композиция, когда пространственная организация улицы, площади, двора подчеркнута соответствующей расстановкой светильников функционального освещения и световых акцентов и доминант в виде освещенных фасадов объектов или светоформ, образующих определенную ритмическую цепь вдоль оси развития светопространства и, как вариант, замыкающих эту ось;
- альтернативная ей центрическая («островная», «фокусная») композиция, где целостность светопространства обеспечивается соответствующим освещением «планшета» и фасадов окружающих его объектов или закреплением центра пространства освещенной акцентно-доминантной формой;
- среднее между ними положение занимает фронтальная световая композиция; здесь центричное или вытянутое светопространство «нагружено» доминантами и акцентами в виде освещенных объектов или групп светильников асимметрично, привлекая внимание зрителя на одну из сторон «планшета» ансамбля — по аналогу взаимодействия зала и театральной сцены.
В реальных ситуациях существуют различные сочетания этих композиционных схем. В частности, к фронтальной композиции могут быть отнесены ансамбли площадей распространенного в мировой градостроительной практике курдонерного типа, выходящих своей осью перпендикулярно глубинно-линейному пространству движения по магистрали, с которой они воспринимаются в течение сравнительно небольших промежутков времени (Тверская площадь в Москве — рис. 5.12, площади перед Александрийским театром и Русским музеем в Петербурге - рис. 5.13 и т.п.). Локальная глубинность пространства такой площади, в особенности имеющей доминанту в своем «торце», может выявляться и иллюзорно трансформироваться освещением по одному из трех принципов:
- яркость фасадов объектов возрастает по мере их удаления до максимума на замыкающем перспективу объекте (прием «яркостной инверсии»). В этом случае замыкающий объект, даже несмотря на сравнительно малый угловой размер (вследствие перспективного сокращения), зрительно приближается и приобретает доминантное значение, глубинность ансамбля ощущается явственно и полноценно, а световая композиция в целом получает определенную экспрессию
- обратный порядок распределения яркостей, в результате чего замыкающий «задник» зрительно удаляется, а перспектива теряет свою напряженность и композиционную значительность;
- ритмическое чередование темных и светлых разноплановых элементов, при этом их усредненная яркость может выдерживаться на одном уровне или изменяться как в первом или втором случае, что может дать нейтральный эффект.
Кроме яркости, определенную роль в зрительных трансформациях и восприятии глубины пространства играет цветность освещения — от теплых и холодных оттенков до хроматического света, но эти закономерности для условий вечерней городской среды практически не исследованы.
Во всех случаях остается открытым (проблематичным для решения) вопрос об освещении собственно пространства, в котором передвигаются люди, о соотношении его светонасыщенности и адаптирующей цветности освещения с яркостными и цветовыми характеристиками фасадов формирующих его объектов. Как правило, это связано прежде всего с выбором системы и источников функционального освещения территории («планшета» архитектурного пространства ансамбля).
В традиционной («дневной») теории архитектуры по поводу закономерностей построения ансамбля считается, что «композиция архитектурного произведения не обязательно адекватна пространственной основе, это — новая система, преследующая преимущественно художественные цели, которая по-своему организует среду. Она как бы навязывает свои декоративные построения изначально аморфному в эстетическом отношении объему, внося в него элементы и черты, необходимые для ожидаемого эмоционально-художественного эффекта, деформируя, если это нужно, «мешающие» габариты и объекты»
В вечернем световом ансамбле неадекватность возникает неизбежно, ибо ос ветить вечернее пространство аналогично дневному технически невозможно — сложная структура искусственного светового поля, создаваемого множеством точечных источников света с разными параметрами, при темных небе и окружении не имеет ничего общего со структурой единого светового поля при «глобальном» свете неба в пасмурную погоду или неба и солнца в ясный день. Поэтому электрическим светом действительно создается новая система ценностей, новая визуальная композиция, специфически организующая среду, которая во всех случаях должна преследовать не только утилитарные, но и художественные цели, воздействовать на характер, на ритм связи человек-среда, на зрительную стратегию человека, главным образом пешехода, в городском пространстве.
Третья подсистема композиции архитектурного ансамбля — декоративно-пластическая тематика архитектурных форм объектов, формирующих этот ансамбль. В световом ансамбле она относится к светопластике объектов и поэтому рассматривается в Главе 6, посвященной светообъемному проектированию.
В дополнение к трем универсальным композиционным подсистемам или аспектам, присущим любому архитектурному ансамблю (градостроительное решение, структура архитектурных масс и пластическая тематика форм), при создании светового ансамбля важное значение может иметь четвертый, содержательный аспект — историко-художественная значимость составляющих ансамбль элементов. Учитывая специфику искусственного освещения - избирательность объектов освещения и автономность управления осветительными установками, а также возможность осуществления принципиально нового (но сравнению с дневным) образного решения, выбор доминант и акцентов и иерархическая соподчиненность элементов могут не совпадать с существующей при естественном свете.
Методикой проектирования световых ансамблей в реальных ситуациях предусматривается предпроектное изучение историко-архитектурного материала, в том числе по освещению, и натурные обследования систем функционального, архитектурного и светоинформационного освещения, даже если заданием определяется разработка лишь одной системы архитектурного освещения.
Например, в концептуальном проекте светового ансамбля Садового кольца в результате выполнения предпроектных исследований в 2000 году зафиксированы следующие особенности:
- установки функционального освещения транспортной зоны являются господствующими и создают монотонное по цветности светопространство — желтый «световой туннель» длиной 15 км с относительно меньшей освещенностью в зоне срединной линии магистрали и в центральных зонах площадей. «Остаточный» желтый свет «заполняет» периферические пешеходные тротуары, обуславливая вместе с отсутствием их автономного освещения низкое качество световой среды для пешеходов. Все это наряду с недостаточным архитектурным освещением фасадов периметральной застройки по обе стороны кольца придает его ансамблю транспортно-техногенный характер. Для установок функционального освещения характерен «антидизайн» уличных светильников с неудовлетворительным состоянием опор, «захламленностью» видовых кадров висячими кабелями-торсадами, контактной сетью троллейбусов, элементами «разнокалиберной» визуальной информации и тд.;
- системами архитектурного освещения оборудованы фасады более 50 объектов, но создаваемый ими световой ритм случаен, сложившаяся иерархия объектов не прочитывается, световой рисунок на фасадах в большинстве случаев измельчен, отсутствуют установки декоративного освещения зелени. фрагментарно еще существующей на Садовом. когда-то действительно зеленом, кольце;
- светоинформационные и светорекламные установки расположены бессистемно, без согласования с архитектурной средой по размерам, местоположению, форме, яркости, цветности, являясь главным элементом светового хаоса.
Содержательная часть концептуального проекта предусматривает комплексную реконструкцию всех основных групп осветительных установок с повышением эстетических качеств функционального освещения, в первую очередь, в пешеходных зонах. Проект предполагает (рис. 4.15):
- светоцветовое зонирование пространства Садового кольца на транспортную (желтый свет) и пешеходную (белый свет) зоны. Зонирование осуществляется системами функционального освещения, относительно автономными в обеих зонах но уровням, цветности, кинетике, масштабу освещения, дизайну осветительных установок;
- светоритмическую модулировку пространства по всей его длине высокомачтовыми осветительными установками на основных транспортных площадях Кольца, создающими повышенные уровни освещенности белым светом, заметным для водителей с радиальных магистралей и при движении по кольцу (см. рис. 5);
- современный дизайн установок функционального освещения в транспортных и пешеходных зонах, способствующий формированию трех масштабов — транспортного («ландшафтного») и пешеходного («камерного» и «ансамблевого»). Первый создается мощными светильниками на мачтах высотой 20—30 м на площадях и консольными уличными светильниками высотой 10—13 м по обеим сторонам проезжей магистрали, второй - торшерами и бра на высоте 3—5 м. а также газонными светильниками, световыми парапетами и светящими разделительными тумбами на тротуарах высотой до 1,2 м (см. рис. 4.16, 5.14);
- архитектурное освещение фасадов всех композиционно важных элементов периметральной застройки, с возможным использованием приема разноспектрального освещения по обе стороны кольца: на внутренней стороне преобладают «теплые», на внешней — «холодные» оттенки белого света (подобный прием реализован в световом ансамбле Тверской улицы);
- выбор соответствующих светокомпозиционных параметров для иерархического соподчинения освещаемых объектов — памятников архитектуры, инженерного и монументального искусства, крупных общественных и жилых зданий, обеспечивающих масштабную ритмизацию светопанорам;
- «прорисовку» светом силуэта застройки с характерными венчающими элементами — куполами, башнями, шатрами и т.п.;
- акцентирование освещением угловых опорных зданий на перекрестках;
- декоративную подсветку зеленых насаждений, элементов сезонного цветочного оформления, установку «световых скульптур» в курдонерах, садах, скверах вдоль Садового кольца;
- реструктуризацию крупных светоинформационных и светорекламных установок, расположенных на крышах и фасадах зданий и на земле: перемещение основной массы установок на внешнюю сторону кольца с концентрацией их на площадях, на угловых зданиях и «растекание» их но радиальным магистралям за пределы исторического центра с согласованием их светокомпозиционных параметров с общим архитектурно-световым решением;
- детальную проработку элементов ближней зоны для пешеходов — мелкомасштабной световой информации, освещения витрин, малых форм, элементов благоустройства, «планшета» (тротуаров, газонов, цветников).
Аналогичные задачи «ландшафтного» и «ансамблевого» масштаба решались и в концептуальном проекте освещения Астаны, ее центральных проспектов — Республики и Абая — и набережной реки Ишим (рис. 5.15,5.16) в пределах исторически сложившейся части города. Вместе со светопланировочной задачей светоцветового зонирования их территории на транспортные зоны и пешеходные пространства общения, движения и отдыха важнейшей была задача «построения» светового силуэта, образуемого группами новых высотных жилых и административных зданий и существовавшей, в основном типовой, 5-этажной застройкой. Примитивность силуэтного рисунка старой застройки преодолевалась, в частности, устройством па зданиях декоративных венчающих парапетов с «фронтонами», «шатрами», «башенками» и встроенными системами их освещения, а также установкой крупных светорекламных объемов на кровлях. Цветности, используемой в системах архитектурного освещения, придавалось не только декоративное, но и символическое значение: по складывающейся в городе традиции предусмотрено широкое применение цветного света, в особенности сочетания желтого, голубого и зеленого цветов, характерных для государственной символики Республики Казахстан и ислама в целом.
Чтобы компенсировать пластическую скудость архитектурной среды, большое внимание в проекте уделено дизайну малых, в особенности световых форм, которые должны «насытить» пешеходные зоны, сформировать в них, вместе с другими элементами архитектуры и благоустройства, человеческий масштаб и благоприятную психологическую атмосферу, обладающую необходимыми художественными достоинствами.
Иные, более конкретные светоансамблевые задачи решались в реализованных рабочих проектах архитектурного освещения крупнейших московских монастырей — Новодевичьего, Новоспасского, Спас-Андроникова, Свято-Данилова, Донского, Симонова, Андреевского, Сретенского, Высоко-Петровского, Перервинского, а также спорткомплексов «Лужники» и «Олимпийский», Вологодского кремля и других объектов (рис. 5.15—5.17). Это были преимущественно задачи формирования художественно-образных характеристик световых ансамблей, воспринимаемых как извне — с городских улиц, площадей и набережных пешеходами, водителями и пассажирами автотранспорта («ансамблевый» масштаб), так и изнутри — пешеходами («камерный» масштаб). В первом случае важными задачами проекта, решаемыми с помощью установок архитектурного освещения фасадов, были задачи создания целостного светового ансамбля, «вписывания» его в контекст существующего окружения, выявления характерного силуэта и создания эффектных свето-панорамных видов. Это особенно удалось в Новодевичьем монастыре со стороны пруда с отражением светопанорамы в его зеркале (рис. 5.18). Во втором случае ставились задачи формирования светопространственной среды для пешехода с определенными психоэмоциональными качествами внутри ансамбля, особенно в действующих монастырях, и гармонизации светокомпозиционных параметров главных и второстепенных элементов светового ансамбля, хорошо воспринимаемых с небольших расстояний наблюдения. Эти параметры, в значительной мере, эмпирически определялись в процессе светообъемного проектирования, a затем визуальной оценки полученного результата при вводе осветительных установок в эксплуатацию (рис. 5.19).