Световой ансамбль — основная структурная единица ночного облика
В теории и практике градостроительства понятие «архитектурный ансамбль» расшифровывается как гармоничное единство пространственной композиции, образованной зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями, произведениями монументального искусства. Традиционно различают два вида ансамблей:
- создаваемые в течение длительного времени при учете первоначального замысла, что позволяет встраивать в более раннюю группу зданий новые, обладающие даже иным стилистическим характером;
- осуществляемые в относительно короткие сроки целиком но единому замыслу и в одном стиле, когда единство комплекса обеспечивается согласованностью и соподчинением частей общему целому.
Понятие «световой ансамбль» по смыслу идентично традиционному, поскольку он остается «архитектурным», но приобретает, во-первых, свою зрительно-образную специфику (см. п. 3.2), во-вторых, иные временные рамки создания и функционирования, поскольку техника электрического освещения развивается и изменяется более быстрыми темпами, чем общестроительная, и служит более короткий срок, нежели функционирующая архитектурно-градостроительная форма в виде городских пространств, зданий, сооружений, элементов городского ландшафта. По этому принципу все системы искусственного освещения, как и другие дизайнерские объекты («мебель» в городской среде, системы визуальной информации и т.п.), можно отнести, по классификации А.Э. Гутнова, к «плазме» города, т.е. к его наиболее подвижному, изменяющемуся элементу.
В отечественной теории и практике архитектурного освещения города понятие «световой ансамбль» впервые встречается в конце 1960-х годов у Н.М. Гусева и В.Г. Макаревича [18], но еще не выступает как объект научного анализа или целенаправленной творческой работы по буквальному воплощению его смысла в конкретный «продукт». Сегодня этот термин и задачи, связанные с его конкретизацией, имеют ключевое значение в области светового урбанизма. Все концептуальные проекты в той или иной мере посвящены идее создания световых ансамблей разного масштаба, ибо лишь на их основе возможно эффективное решение световой композиции города в целом и архитектурного освещения формирующих их объектов, в частности. Наличие концептуального светоансамблевого проекта позволяет «разорвать» во времени (что обычно и происходит на практике) проектирование и реализацию освещения отдельных объектов при сохранении в нем определенных общих светокомпозиционных параметров, обеспечивающих образное единство. Отсутствие таких параметров при «штучном» разновременном проектировании освещения объектов делает более сложной, иногда невыполнимой с высоким качеством задачу их объединения в целостный световой ансамбль без реконструкции установок освещения первоочередных объектов: на данном этапе они могут оказаться малоэффективными, слабомощными, «выпадающими» по цветности или световому рисунку из стихийно складывающегося результата. Это подтверждается московской практикой спонтанного формирования некоторых световых ансамблей, например, Лубянской площади, где фасады почти всех зданий по ее периметру освещены (в течение 1994-1998 годов) без разработки проекта единого светового ансамбля, поэтому ее светопанорама не обладает достаточной целостностью и необходимым художественным качеством — наличием отчетливо читающейся доминанты, соподчинением ей других элементов, убедительным порядком распределения яркости и цветности света на фасадах и т.п. Даже при единовременном формировании светового ансамбля эти ошибки не исключены из-за несовершенства методов светотехнического проектирования, когда утвержденный свето-цветографический проект (его архитектурная часть), в котором на бумаге зрительно могут быть сгармонизированы яркостные и цветовые соотношения элементов, при реализации более или менее искажается (световые ансамбли Тверской и Триумфальной площадей).
Другой не менее важной причиной дисгармоничных решений является господствующая на практике не комплексность проектирования разных групп осветительных установок: архитектурное освещение отдельно от функционального, светоинформационное также осуществляется самостоятельно — у них разные хозяева, разные условия финансирования и эксплуатации.
Эти и другие примеры подтверждают тезис о решающей роли света в художественном качестве создаваемой среды вечернего города, которое определяется не только, а нередко и не столько качествами самого архитектурного ансамбля, сколько искусством его освещения.
5.1. Типология масштабов восприятия объектов светового дизайна
Четвертый концептуально-методический тезис теоретической модели светопространствениой структуры вечерней среды предусматривает формирование в городе системы световых ансамблей и доминант, которая должна осуществляться в расчете на разные условия зрительного восприятия, зависящие от удаленности наблюдающего субъекта от освещаемого объекта, от положения субъекта в пространстве по отношению к земле (с высоты роста пешехода, мансардного этажа, «птичьего полета» и т.п.), от скорости перемещения его в пространстве, целевой установки его зрительного поиска, условий адаптации глаза. Этот комплекс условий можно охарактеризовать тремя категориями масштаба восприятия: ландшафтного, ансамблевого, камерного. прорабатываемых на разных стадиях светоурбанистического проектирования.
«Ландшафтный» масштаб характерен при восприятии крупных градостроительных образований (город, его район, застройка набережной обширной акватории и т.п.) извне, со значительных расстояний, с высоко расположенных (благодаря рельефу или высотным сооружениям) точек и видовых площадок или с магистралей при движении в транспорте, когда отсутствуют непосредственные контакты человека с объектом наблюдения, а основное значение в световом решении имеют крупномасштабные панорамы, не обязательно «эшелонированные» в глубину, с общими силуэтными очертаниями или глубокие световые перспективы магистралей({см. рис. 45.233,2.51—2.54, 3.6,4.10,5.1).
Силуэт города на протяжении всей истории был доминирующим элементом в градостроительной композиции, поэтому именно он должен стать объектом внимания в светоурбанистическом проекте. При создании световых панорам, силуэта, перспектив предпочтительны крупные светоритмические членения с читаемыми световыми доминантами и адаптационными паузами, контрастные. лаконичные, укрупненные соотношения светоцветовых и объемно-пространственных элементов композиции. В зрительных кадрах большое композиционное значение имеет тьма, обостряющая светоцветовые контрасты, — темное небо, темные деревья, крыши и провалы между застройкой, темная (в бесснежный сезон) земля. Это придает общей светоцветовой композиции завораживающую сценическую театральность.
Осветительные установки, формирующие видовые светопанорамы и световые перспективы, обычно не ВИДНЫ ИЛИ не становятся их существенными элементами, за исключением, в ряде случаев, крупногабаритных установок световой рекламы на крышах и венчающих элементах зданий и сооружений.
«Ландшафтный» масштаб в основных своих чертах должен прогнозироваться на стадии разработки генплана города и в проектах планировки крупных градостроительных образований вместе с решением светопланировочных задач структурно-иерархической дифференциации и светоцветового зонирования. При этом освещением прорисовываются крупномасштабные формы, из которых в сознании жителей должен затем складываться светоцветовой образ вечернего города (по К. Линчу) (28], в том числе зримое представление о «границах» между планировочными зонами, о перепадах рельефа и состояниях городского ландшафта в виде светопанорам застройки, об «узлах» сопряжения путей и зон и фокусирующих пунктах движения (например, в виде освещенных транспортных развязок), о «районах» с общим, распознаваемым характером (например, исторический центр с одним характером освещения и современная периферийная застройка с другой светоцветовой «атмосферой», между которыми можно установить «визуальный диалог»), об «ориентирах» в виде освещенных доминантных сооружений и ландшафтных элементов. Эти светокомпозиционные мероприятия, разрабатываемые зодчим или светодизайнером, могут быть одновременно нацелены на создание одной или нескольких систем ориентации в городе и его районах (см. п. 3.2). На эту архитектурную основу может быть наложена система крупномасштабной световой информации, включаемой в сеть городских ориентиров.
Вопросы «ландшафтного» масштаба решались в Москве в проектах освещения Тверской улицы и Садового кольца, Софийской, Раушской и Космодамианской набережных (рис. 5.2,5.3). светопанорамы столицы с Воробьевых гор (см. рис. 4.10).
«Ансамблевый» масштаб, являющийся промежуточным между «ландшафтным» и «камерным», свойственен восприятию архитектурных комплексов со средних дистанций (100—500 м), при движении с относительно небольшой скоростью в автомобиле или пешком, когда контакты человека с архитектурой еще разорваны, опосредованы пространством, а ее оценка связана с предварительным зрительным прочтением композиционных особенностей объемно-пространственного построения и функциональной специфики ансамбля, с распределением масс в архитектурном пространстве, где темное небо и окружение уже не доминируют, а составляют скорее некую равновесную компоненту, с выявлением наиболее существенных элементов и признаков архитектурно-градостроительной формы, с выбором направления движения к объекту и проникновения в его структуру.
Здесь целесообразно создание световых доминант, несущих основную художественную нагрузку в каждом ансамбле, и системы световых акцентов при обозначении более слабым освещением массы фоновой застройки, обеспечение композиционных связей комплекса с окружением. Не менее важна световая «прорисовка» силуэта и выделение освещением входных зон, зрительное выявление их и общей структуры с помощью планировочных осей, эффективная проработка светом многоплановости как меры глубины пространства и важнейшего приема композиции, а также трехмерности объемных архитектурных форм объектов, использование раскрытий местных перспектив, построенных на эффекте неожиданности, контраста или подготовленных логикой развития световой композиции при подходе (подъезде) к освещаемому комплексу (рис. 5.4).
Архитектурными комплексами, соответствующими «ансамблевому» масштабу восприятия, является застройка общественных центров, площадей и улиц, а также ландшафтные композиции той же городской или районной категории (парки, сады, бульвары, набережные), знакомство с которыми развертывается в пространстве и во времени. Осветительные установки в таких ситуациях воспринимаются вполне конкретно и могут быть полноценными ритмическими, пластическими и стилевыми элементами ансамбля.
«Ансамблевый» масштаб вечерней среды формируется в соответствующих разделах проектов планировки, застройки или реконструкции архитектурных и ландшафтных комплексов, а также в виде самостоятельных проектов освещения существующих ансамблей, когда с помощью прогнозируемых светокомпозиционных параметров создается система освещения участков территорий и фасадов выбираемых объектов. Решаемые задачи во многом идентичны «ландшафтному» масштабу, но с более иерархичной и детальной проработкой конкретных образных решений — «разверток» освещаемой застройки, освещения композиционно важных узлов и фрагментов, дизайна элементов основных систем освещения. Кроме того, здесь больший вес приобретает прогнозирование светопространственных параметров среды. Наконец, в этом масштабе выбором соответствующих приемов и средств освещения могут программироваться такие характеристики световой среды как:
- художественно-композиционные (раскрытость—замкнутость, моно- или полихромия, со- или гипермасштабность, целостность—дробность, статичность—динамизм и т.д.);
- эмоционально-ассоциативные (торжественность-обыденность, «солнечность»—«пасмурность», «мажорность»—«минорность», праздничность-будничность и тд.);
- социально-функциональные (уникальность-типичность, моно- и полифункциональность, траднционность-авангардность и т.п).
Задачи «ансамблевого» масштаба решались в концептуальных проектах световых ансамблей центральных площадей Москвы и Астаны, Садового и Бульварного колец, Олимпийской деревни-98 (рис. 5.5) и спорткомплекса в Лужниках, где эскизная образно-графическая проработка свето-панорам, фрагментов освещения застройки, дизайна осветительных установок вместе со световым планом имела важное значение.
«Камерный» масштаб — это масштаб восприятия пешехода, перемещающегося в соизмеримом с ним, «интерьерном» пространстве (двора, жилой группы, торгового центра, местной улицы или площади), непосредственно контактирующего, целенаправленно или непроизвольно, с архитектурной средой и людьми, которые являются активным компонентом среды, а темное природное окружение и небо играют соподчиненную роль. Внимание человека обращено на ближнюю зону в поле центрального зрения, заполненную, в основном, фасадными поверхностями и воспринимаемую фрагментарно, в деталях и различных ракурсах (рис. 5.6).
Поэтому приемы создания желаемого масштаба освещаемой среды основаны на разнообразии впечатлений и акцептов, наблюдаемых на сравнительно коротких расстояниях, на выявлении или иллюзорном формировании пластических, фактурных, текстурных и колористических качеств окружения, на детальной разработке преимущественно нюансных светоцветовых сочетаний, а также на дизайне элементов осветительных установок.
Из всех художественных компонентов композиционной структуры доминант, акцентов и фона — при формировании «камерного» масштаба относительно более важное значение, чех» в двух предыдущих случаях, приобретают фон и акценты в поле центрального зрения, создаваемые материальным окружением и «планшетом» земли. «Фон — основная масса образующих архитектурное пространство поверхностей, которая создает в целом усредненное представление о его объемах, колорите, материалах. Эти элементы составляют «интерьер» площади, улицы, двора, т.е. среду, окружение более ярких компонентов композиции — акцентов и доминант... Акценты — части композиции и элементы, выделяющиеся среди других деталей за счет особого решения отдельных изобразительных характеристик... Важной чертой акцентов является их способность и даже стремление к «коллективной работе», образованию рядов, компактных групп, регулярных сочетаний, усиливающих при совместном восприятии отдельные впечатления».
Световые акценты обычно создаются распространенным приемом локальной подсветки. Нередко даже не заслуживающие по своей композиционной роли в ансамбле детали фона объективно становятся световыми акцентами при случайной засветке фрагментов среды уличными светильниками или архитектурной локальной подсветке фасада, когда высокая яркость пятен на стенах превращает их в акцентные элементы. Поэтому таким важным и специфическим именно для вечерней световой композиции приемом (поскольку днем такой возможности нет) является светотехническое «ранжирование» световых пятен по яркости, размерам и форме на элементах фасада соответственно их светокомпозиционной значимости путем расчета и выбора световых приборов по их светораспределению.
«Камерный» («интерьерный») масштаб формируется в процессе одно- (стадия «рабочий проект») или двухстадийного (стадии «проект» и «рабочая документация») светообъемного проектирования архитектурных и ландшафтных объектов, когда на основе вариантного творческого поиска методом графического, компьютерного или иного светомоделирования создается световой образ объектов, выбираются конкретные приемы и средства их освещения, по результатам светомоделирования анализируется яркостная и цветовая композиция и на ее основе выполняются светотехнический расчет осветительных установок и дизайнерская разработка их элементов. Примерами такого рода работ служат реализованные авторские проекты световых ансамблей десяти крупнейших монастырей, ряда дворцово-усадебных памятников, Центральных Дома. Сача и Академического театра Российской Армии в Москве, Вологодского кремля и других объектов (рис. 5.7,5.8).