Светопланировочная структура города
В масштабе города главными структурными элементами являются функциональные зоны, а структуроформирующими системами — система транспортных магистралей, система общественных центров и система озеленения. Концептуально более удобно и современно морфология города представлена понятиями функционально-пространственный «каркас» и заполняющая в нем «пустоты*» «ткань*» (А.Э. Гутнов |), которые легли в основу планировочного структурирования нового генерального плана развития столицы на период до 2020 года, разработанного в НИиПИ Генплана города Москвы. Под «каркасом» понимается относительно устойчивая структурообразующая часть градостроительной системы, концентрирующая процессы жизнедеятельности городского населения, связанные с высокой интенсивностью пространственного освоения. «Каркас» подразделяется на «урбанизированный» и «природный». «Ткань» — это часть градостроительной системы, составляющая область преимущественной локализации видов деятельности населения, структурно подчиненная «каркасу». «Ткань» города образуется застройкой межмагистральных территорий в селитебной и коммунально-производственной зонах.
Эта структурно-планировочная схема стала смысловой базой светового генплана г. Москвы (1999) как раздела комплексного благоустройства территорий города (рис. 4.7,4.8). Аналогичная работа выполнена в 2001 году для генплана города Астаны, столицы Республики Казахстан (рис. 4.9). В обеих работах использована методология свето-урбанистического проектирования, аккумулировавшая идеи ряда архитекторов и свстодизайнеров по формированию современной, комфортной светоцветовой среды и выразительного образа города прорисовкой освещением его планировочной основы. Результирующая проектная схема каждой работы — «Светопланировочная структура города» - является комплексной. Она состоит из нескольких совмещенных друг с другом структурных схем, отражающих выявляемые светом «каркас» и «ткань». Каждая схема сопровождается расшифровывающими их таблицами с регламентируемыми светокомпозиционными параметрами.
Для выполнения подобных работ методологией предусмотрена нижеследующая последовательность действий.
1. Выявление «урбанизированного каркаса», состоящего из двух систем — транспортных магистралей и пространственно развитого общественного центра.
Основной параметр этой первичной структурно-световой дифференциации — разная цветность света в установках функционального освещения. Для сети транспортных магистралей программируется легко опознаваемый желтый свет, для пешеходных пространств общественного центра — белый с хорошей цветопередачей.
Вторым параметром служит регламентируемый уровень освещения в каждой системе пространств. Он обычно определяется действующими нормами уличного функционального освещения.
Если обязывают масштаб и цели проекта, следом осуществляется дифференциация пространств внутри каждой системы на категории столичного, городского, районного и местного значения одноцветным светом разной интенсивности опять в соответствии с нормами. Другие прогнозируемые характеристики могут быть отражены в экспликационных таблицах, составленных на основе системы параметров теоретической модели (табл. 4.1) с учетом конкретных особенностей проектируемого города. В результате для светового плана города (зоны, района) получаются две структурные схемы «урбанизированного каркаса» — транспортных пространств (магистралей, улиц, дорог, площадей, развязок, паркингов) — схема № 1 и общественнопешеходных пространств (в пределах ансамблей столичного, городских, районных, местных центров) — схема № 2 (см. рис. 4.8).
2. По аналогичной схеме производится «прорисовка», т.е. структурная светоцветовая и иерархическая световая дифференциация на световом плане города (зоны, района) «природного каркаса». образуемого системами трех типов: зеленых насаждений интенсивного общественного использования; не посещаемых ночью ландшафтных массивов природного комплекса; набережных и акваторий рек и водоемов.
Для пешеходных пространств на рекреационных территориях интенсивного использования, т.е. массового посещения и отдыха в темное время суток, предусматривается функционально-декоративное освещение, на безлюдных вечером территориях лесопарковых массивов — лишь функционально необходимое по охранным, противопожарным и т.и. соображениям минимальное освещение, по берегам рек и водоемов — уличное и декоративное освещение, в котором может господствовать бело-холодный свет, а в установках архитектурного освещения мостов, застройки и озеленения набережных цветной свет с преобладанием, например, сине-голубой и зеленой палитры, а также дополнительных и контрастных цветов излучения для создания пространственно-ритмичных акцентов (структурная схема № 3).
3. Узлы пересечения или сопряжения «каркасов» выделяются повышенными уровнями и (или) цветностью, а также индивидуализированными приемами освещения и его масштабом (величиной освещаемой территории). Вместе со световыми доминантами эти узлы служат основными элементами масштабно-ритмической светомодулировки городских пространств и системой световых ориентиров в городе, необходимых для эффективной организации транспортного и пешеходного вечернего движения.
Ритм в градостроительстве служит главным средством пространственной организации, первоначальной художественной категорией, которая лежит в основе композиции города вообще и световой композиции в особенности. Ритмическое чередование уровней, цветности и масштаба освещения позволяет уже на первоначальных этапах светоурбанистического проектирования выразить главную идею проекта — его планировочную структуру (но З.Н. Яргииой)
Крупномасштабные светоритмические членения города отражают его общую структуру. Они могут усложняться второстепенными членениями, формируя иерархическую структуру, играющую важную роль в достижении целостности световой среды. Эти членения осуществляются системой функционального освещения, дополняемого установками архитектурного и светоинформационного освещения.
Принятые сокращения и обозначения и табл. 4.1: Lw средняя нормируемая яркость дорожного полотна: X, - средняя яркость освещаемого фасада: L3Kll - яркость акцентируемого светом элемента; Ех - горизонтальная освещенность на дорожном покрытии (полотне); Е - Цилиндрическая освещенность к пешеходных зонах на высоте 1.5 м над дорожным полотном: РЛ -разрядные лампы; МГЛ металлогалогенные лампы; НЛВД натриевые лампы высокого давления: ЛЛ люминесцентные лампы и КЛЛ - компактные люминесцентные лампы: ГЛН - галогенные лампы накаливания: LED - светодиоды: ИС - источник света: ОП осветительный прибор: ОУ - осветительная установка: ночной режим работы ОУ с заката до рассвета: вечерний режим - с заката до полуночи.
4. «Светопланировочная ткань» в селитебных зонах города создастся функциональным, архитектурным и декоративным освещением. Разными цветностью, уровнями и приемами освещения «ткань» структурируется, но определенным принципам, отраженным на светопланировочной структурной схеме № 4 селитебной зоны (района) города. В Москве но свстокомпозиционным параметрам концепцией предусмотрены три типа световой среды в соответствии с морфологией жилой застройки — в историческом центре, в окружающей его «буферной» зоне со смешанной застройкой и в обширных периферийных районах с современной массовой застройкой (см. рис. 4.8).
Доминирующая цветность световой среды в центре столицы прогнозируется тепло-белой, масштаб освещения жилых дворов — камерным, дизайн светильников в пешеходных зонах преимущественно в стиле «ретро» на основе исторических прототипов. Цветность функционального освещения в периферийных жилых районах — «пленэрная» холодно-белая с современным дизайном световых приборов и широким применением цветного света в установках архитектурного освещения зданий и функционально-декоративного освещения ландшафта. В «буферной» зоне используются различные комбинации этих приемов, средств и светотехнических параметров, зафиксированных в сопроводительных таблицах.
Для Астаны, исторически относительно молодого города, предусмотрены два типа светоцветовой среды в селитебной зоне — одна в черте сложившегося города, другая в проектируемых окружающих массивах с новым столичным центром и современной архитектурой, создаваемой по аналогичным принципам светоцветовых и дизайнерско-стилевых контрастов между исторической и современной застройками.
5. «Светопланировочная ткань» в коммунальных и производственных зонах может иметь свою зрительную специфику, отличающую их от других зон, и свою внутреннюю светоцветовую структуру, отражающую функциональные и архитектурнопланировочные особенности, что требует специального изучения и индивидуального подхода в решении задач функционального, архитектурного и светоинформационного освещения. Методология позволяет решать эти задачи в едином русле с другими светоурбанистическими задачами. Результат концептуального прогнозирования отражается на структурной схеме № 5 (см. рис. 4.8).
6. На генплане города (зоны, района) или на каждой структурной схеме намечаются световые доминанты, создаваемые установками архитектурного освещения. Во-первых, это высотные сооружения — наилучшие ориентиры в городском пространстве, ритмические «реперы» городских светопанорам, композиционно господствующие элементы светового силуэта города. Во-вторых, это объекты национального наследия — историкоархитектурные ансамбли (монастыри, кремли, храмы, усадьбы), в-третьих, современные крупные архитектурные комплексы, в том числе распластанные «горизонтальные доминанты» (спортивные, торговые, транспортные, производственные сооружения) в узловых точках планировочной структуры города, в-четвертых, достопримечательные объекты ландшафта (скалы, холмы, обрывы и тд.). Для доминант программируются основные светоцветовые параметры по количеству и качеству света, по режимам функционирования, при этом при творческом подходе выбор высотных доминант не должен быть механическим повторением всех существующих в дневных панорамах вертикалей.
Один из приемов избирательного освещения, отраженный в концептуальных работах и реализованный в натуре в Москве, имел целью визуальную «реконструкцию» существовавшего ранее характерно-«колючего» исторического силуэта в ночных светопанорамах города. Для этого, в первую очередь, в 1994-2000 годах были освещены многие колокольни и купола, шатры и шпили, высокие кровли с гребнями и башни и оставлены в темноте современные брускообразные объемы и дымовые трубы, уродующие московский силуэт в дневное время (рис. 4.10). Недостаток физических вертикальных доминант в ночных светопанорамах может быть восполнен создаваемыми световыми «виртуальными» доминантами в виде мощных световых проекций на облака или горы (при их наличии в городе), столпов концентрированного прожекторного света на фоне неба или цветных лазерных лучей, работающих в статическом или динамическом (движущемся, сканирующем) режиме.
7. На световом генплане должна получить отражение и крупномасштабная система световой информации и световой рекламы в виде габаритных световых конструкций на крышах и фасадах зданий и автономных световых установок на улицах и площадях. В таком случае эта система, ныне в большинстве наших городов хаотичная и зрительно агрессивная по отношению к окружающей городской среде, может быть более органично вписана в общую светоцветовую структуру города, придавая ей новые визуальные качества. В частности, возможное в недалеком будущем использование лазерных лучей для передачи информации может преобразить вид ночного неба над городом. Сегодня световая графика лазерных лучей эпизодически применяется в разных городах в праздничных шоу. Концептуально эта идея заложена и в световом генплане Москвы. Система световой информации может быть представлена своей структурной схемой № 6.
8. В исторических городах актуальна задача создания визуальных охранных зон для памятников зодчества, истории, культуры, ландшафтной архитектуры и монументального искусства. Там. где должен господствовать освещаемый памятник, не может быть визуально спорящих с ним или подавляющих его раздражающе ярких, цветных и динамических осветительных установок. Эти зоны могут быть представлены на световом генплане отдельной схемой № 7.
9. Дополнительно на световом генплане выбором соответствующих средств и приемов освещения может быть предусмотрено выявление границ функциональных зон, сопряжений «каркаса» и «ткани», природного окружения и застройки, характерных складок рельефа и т.н. (по К. Линчу), фиксирование различий в облике соседствующих элементов или усиление эффекта их взаимодействия и взаимопроникновения (схема № 8).
10. При выборе приемов и средств освещения территорий и объектов «каркаса» и «ткани» исторического города решается характер освещения старой и новой застройки по принципу их контрастного противопоставления или объединяющего визуального «диалога», что определяется, в целом, одним или несколькими главенствующими светокомпозиционными параметрами. К примеру, в архитектурном освещении центральной части Москвы световым генпланом предусматривается преимущественное использование белого света, чтобы господствовала характерная для исторического центра полихромия архитектуры, а на периферии с преобладающей монотонно-серой застройкой должна доминировать полихромия разноспектрального света на фасадах объектов и в ландшафте пешеходных пространств. Для памятников архитектуры, сосредоточенных, в основном, в центре города, в системах архитектурного освещения рекомендуется широкое использование заливающего света, а в современной застройке и в пешеходно-рекреационных зонах на периферии — применение более современных по характеру приемов локального и встроенного освещения, светящихся фасадов, «световой графики» и «световой живописи».
11. Формирование системы световых ансамблей и доминант разного масштаба и иерархического уровня - синтезирующий этап светоурбанистичсского проекта, который может быть отражен схемой № 9. На основе теоретической модели основные однопорядковые структурные элементы (главным образом, в пешеходных пространствах) объединяются в световые ансамбли определенного иерархического уровня: столичный центр, городской центр, центр жилого района, спортивный центр и т.н. При этом полноценный световой ансамбль центра высокого ранга обычно имеет сложную внутреннюю структуру, включающую, во-первых, все основные типы светопространств и доминанты этого ранга, во-вторых, элементы и композиционные связи со светопространствами нижеследующего ранга. Понятно, что границы между ними весьма условны. Они, как правило, в целом совпадают с планировочными границами, но, при определенных условиях, могут и нарушать их.
Структура функционально-пространственных связей между световыми ансамблями должна разрабатываться на световом генплане особенно тщательно, поскольку их построение является средством, влияющим на общую целостность решения. Речь идет о визуальной связности световых ансамблей и характере этих связей: светопанорамные виды, световые перспективы, «бассейны видимости» и т.д.
Важным аспектом пространственных связей в светоурбанистическом проектировании является формирование иерархически организованной системы светокомпозиционного районирования, в частности, определение зон влияния световых ансамблей и доминант (это связано и с визуальными охранными зонами) и представление свето-11ространственной структуры города как системы светокомиозиционных полей, представляющих целостные, визуально воспринимаемые и композиционно организованные светосистемы.
Помимо решения светокомпозиционных задач такое светопространственное районирование отражает многие функциональные моменты городской жизни. Так, визуальная связанность светового комплекса одновременно определяет границы зон социального контроля, что обуславливает функциональный смысл такого композиционного объединения: формирование целостных световых композиций на следующем масштабном уровне, соответствующих зонам пешеходной доступности, дает возможность последовательного обозрения фрагмента ночного города в едином отрезке времени и т.д.
12. Светоурбанистический проект результируется совмещением структурных схем №№ 1—9 для получения светового генплана в виде комплексной схемы светопланировочной структуры города (зоны, района) (см. рис. 4.7).
На этой схеме дополнительно могут быть намечены программируемые виртуальные светокомпозиционные связи и элементы, создающие постоянную или временную систему ориентации в ночном городе, выявляющие основные планировочные, смысловые или символические оси, устанавливающие «визуальный диалог» между доминантами или фокусными центрами, между функциональными зонами, историческими и современными районами т.д. Например, в «Генеральной схеме светоцветового оформления Москвы» (1993) и в концептуальных «Предложениях по формированию нового светового силуэта Москвы» (2004) выдвигалась идея установки лазеров на колокольне Ивана Великого, чтобы, связав все исторические высотные доминанты из фокусной точки Кремля, создать таким образом новый высотный «световой горизонт», отражающий ритм светских и культовых праздников. Создаваемые в наши дни вдоль 4-го транспортного кольца высотные комплексы могли бы иметь свои виртуальные лазерные связи, опоясывающие город по периферии и имеющие другую цветность, рисунок и режимы работы (см. рис. 4.10). Подобные лазерные эксперименты проводились, начиная еще с конца 1970-х годов, в политическом центре Вашингтона (на памятнике Линкольну), в Нью-Йорке (на Эмпайр-стейт-билдинг), Лондоне. Флоренции. Эйндховене, Франкфурте и в других городах мира.
13. В составе светоурбанистического проекта могут разрабатываться основные светопанорамы с определением ближних, средних и дальних планов, с прорисовкой светового силуэта, воспринимаемых из существующих или прогнозируемых видовых точек и с маршрутов движения наблюдателей. Так в конце 60-х годов XX века была разработана сценография архитектурного освещения «стобашенной » Праги, в конце века Л. Клер проектировал светопанорамы Сингапура, М. Ишии — Шанхая (рис. 4.12-4.14).
14. В светоурбанистическом проекте нередко разрабатываются принципиально важные фрагменты конкретных светоансамблевых решений, осуществляемых для образующих каждый ансамбль объектов по методике светообъемного проектирования.
Поскольку не все здания и сооружения в городе нужно освещать (принцип избирательности объектов освещения), при выполнении светоурбанистических и светоансамблевых проектов важной задачей является выбор объектов архитектурного освещения. Доминанты, объекты культурноисторического наследия и элементы «каркаса» города составляют основу планирования освещения. За этим следует субординированное ранжирование выбранных объектов по их градостроительной значимости и, соответственно, по выбору средств и приемов освещения, но регламентации светотехнических параметров.
По вышеизложенной методологии в «Мос-проекте-3» выполнены концептуальные проекты по освещению исторического центра Москвы, Лужников и Олимпийской деревни-98, Садового и Бульварного колец, экспериментального жилого района «Куркино» (см. рис. 4), для проспектов Республики и Абая в Астане. Градостроительная специфика и масштаб каждого из этих фрагментов столичной застройки обусловили постановку задач и выбор средств, приемов и объектов освещения. Главной задачей всех проектов было светопланировочное—светоцветовое зонирование территории на основе первых двух методических принципов структурной светоцветовой и иерархической световой дифференциации создаваемых светопространств. Далее решались светоансамблевые задачи, рассматриваемые в нижеследующей Главе
Для исторического центра Москвы в пределах Садового кольца предусмотрена следующая схема светоцветового зонирования для элементов городского «каркаса» и «ткани» (рис. 4.15):
- линейные пространства транспортного движения (радиально-кольцевой «урбанизированный каркас») освещаются желтым светом уличных светильников высотой 10—13 м (система функционального освещения) с уровнями освещенности, определяемыми нормами в зависимости от категории магистрали и интенсивности транспортного движения;
- сопутствующие им пешеходные пространства (тротуары) автономно освещаются белым светом сомасштабных человеку систем функционального освещения (сегодня еще мало распространены) в виде торшеров и бра на высоте 3—5 м. Вместе со светом витрин, световой информации и отраженным светом фасадов освещаемых зданий на тротуарах должны быть обеспечены предусматриваемые в концепции (на основе норм и научных данных) уровни вертикальной (или цилиндрической) и горизонтальной освещенностей с учетом иерархической категории пешеходного пространства (рис. 4.16)
- пространственное соотношение желтого и белого света уличных светильников на магистралях центростремительно изменяется: ближе к центру доля желтого света сокращается, поскольку возрастает роль общественно-пешеходных пространств - все центральные площади (полукольцо и Красная площадь) освещены репрезентативным солнечно-белым светом, символизирующим их историко-градостроительную и социальную значимость;
- в радиально-кольцевой светопланировочной системе особой цветностью и приемами освещения выделяются два элемента «природного каркаса» — Бульварное кольцо и набережные рек Москва, и Яуза. Здесь в системах функционального освещения господствуют оттенки холодно-белого «пленэрного» света, а на бульварах, древней границе Белого города — сочетание белого света в периферийных зонах транспортно-пешеходного движения вдоль фасадов застройки с обеих сторон бульваров с декоративным освещением в их центральной озелененной зоне;
- узлы пересечения элементов урбанизированного и природного каркасов выделяются относительным повышением уровня освещенности белым светом и более крупным масштабом осветительных установок;
- крупногабаритные светоинформационные и светорекламные установки, в чрезмерном количестве сосредоточенные сегодня в пространствах обоих каркасов, в основном, выносятся за пределы Садового кольца и становятся световыми ориентирами;
- в «ткани» центральной исторической части города выделены четыре зоны — Кремль, Китай-город, кварталы Белого и Земляного города. Каждая из них должна иметь свою тональность освещения и «районированный» дизайн установок функционального освещения, использующий в той или иной мере исторические стилевые прототипы светильников.
В итоге следует отметить, что методология светоурбанистического проектирования, применяемая как к городу в целом, так и к его составным планировочным элементам в частности, предусматривает установление определенных светокомпозиционных соотношений, связей между однопорядковыми структурными элементами, что должно привести к образованию световых ансамблей определенного иерархического уровня. Соподчинение разнопорядковых световых ансамблей создает композиционную систему, зримо отражающую сложную, разномасштабную, разноуровневую структуру города. Так осуществляется постепенный переход от крупного масштаба городских макропространств к человеческому масштабу непосредственного окружения (например, световые микропространства в жилом дворе).
В практике светоурбанистического проектирования существуют и другие методики, критерии, решения, о чем упоминалось ранее в п. 4.1 (рис. 4.1—4.5,4.17).